Сибирские огни, 1925, № 6

ревни, это—сотни и тысячи крестьянских писем. Деревня начинает сама себя познавать. Мющное селькоровское движение захватило в свою орбиту и си- бирскую деревню. Разверните любую сибирскую газету, и вы в ней на опреде- ленном месте, всегда найдете несколько писем из деревни. Надо отдать спра- ведливость сибирским газетам—лозунг «лицом к деревне» ими в общем прово дится усердно. Под разными заголовками: «Деревенская жизнь», «Жизнь кре- стьянина»—аккуратно» систематизируются вести, идущие из самой гущи де- ревни. Мы не говорим уже о чисто крестьянских газетах. Если просматривать в течение нескольких месяцев эти отделы в сибир- ских газетах, то все ярче и ярче начинает вырисовываться облик нашей дере вни. Ведь каждое селькоровское письмо несет с собой какой-нибудь факт, а когда таких фактов наберется сотни и тысячи, то, сгруппированные соответ- ствующим' образом, они дают цельное и безусловно правильное отображение всех сторон крестьянской жизни—темных и светлых. До сих пор селькоровские письма еще не служили материалом для спе- циальных исследований о деревне, а жаль,—они являются превосходным пер воисточником для понимания и уловления тех, почти незаметных процессов, которые в данное время совершаются в деревне. В настоящей статье сделана попытка изобразить жизнь сибирской де- ревни на основании селькоровских писем. Пусть деревня говорит за себя, с«о им языком! Для того, чтобы казенна была ярче, полнее, доказательнее, нами про смотрены за последние 40-1.1- месяцев все губернские газеты и некоторые к,ре стьянские. Ввиду того, что материал был слишком обширен, пришлось огра кичиться по преимуществу бытовой и культурной стороной деревенской .жив ни. Оставлены в стороне такие интересные вопросы, как партийная работ;' в деревне, советское строительство, кооперация, общественность и др. Благо даря этому ограничению получается выигрыш в живости и убедительности на рисованной картины. Деревня заговорила. Пусть она сама окажет о себе! I. Темна еще сибирская деревня! «Темнота у нас большая», действительность почти беспросветна», «кре стьяне живут по старинке», «наша деревня поворачивается ко всему спиной и хочет прожить по старинке», «глушь и темнота отчаянные», «деревня тем на и невежественна», «как живут люди, что им надо, как улучшить их тяже лое положение,—никому нет дела!», «живем мы тго-старому и детей своих приучаем к этому же», «село живет старой жизнью, здесь продолжают гос подствовать темнота и невежество»—эти жалобы красной нитью проходят во многих письмах из деревни. И каждая такая жалоба подкрепляется без- отрадной картиной темноты и некультурности деревни. «Наша деревня небольшая—всего 130 домохозяев,—пишут из деревни Колово- Мыс. Уч-Пристанск. р.,—грамотных людей у нас совершенно нет; нет ни сельсовета., ни избы-читальни, ни ком'ячейки. ни Комсомола и никакой литературы» («К. А.» № 68*) *) В статье приняты следующие обозначения газет: «С. С.»—«Советская Сибирь», Новониколаевск; Ирк. «В. Т.»—Власть Труда», Иркутск; «Мин. «В. Т.»—«Власть Труда». Минусинск; «К. 3.»—«Красное Знамя», Томск; «К. А.» —«Красный Алтай», Барнаул; «3. А.»—«Звезда Алтая». Бийск; «Р. П.»—«Рабочий Путь», Омск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2