Сибирские огни, 1925, № 6

бения, осталось очень мало в Зап. Сибири. По сравнению с курганами Зап-Си- бири, курганы: Восточной Сибири, по свидетельству Гмелина и Миллера, более бедны по находкам, и поэтому они «презирались» бугровщиками и не раскапы- вались, так как даже небольшие счастливые находки золота не оправдывали затраченного на них труда. В Западной же Сибири уже в 18 в. сохранилось мало нетронутых курганов, так "то лейтенант Рудольф мог сообщать, что «несколько лет тому назад около р. Оби существовало много языческих могил, разграбленных русскими ради золота, и теперь нужно быть особенно счастливым, чтобы найти хоть одну» 1 ). Миллер пишет то же самое: «попадается очень мало еще неразрытых и неразграбленных могил и чем бли- же могилы к городам, острогам и главной проезжей дороге и берегу р. Иртыша, особенно восточному, тем таких непотревоженных могил меньше» 2 ). Правда, Московское правительство принимало дары к пресечению кладо- искательства, но, конечно, не ради охраны этих памятников, а для того, что - бы не возбуждать недовольство инородцев. В царской грамоте Березовским воеводам в 1610 г. приказываюсь, « т обы русские служилые люди не раскапы- вали могил инородцев: «кладут-де они дедов, отцов и матерей своих, и род и племя, в могилы, а с ними кладут животы их,—серебренное всякое посудье и платье» 3 ). В 18-м же веке «нещадно» били батогами за кладоискательство и в 1769 г. последовал указ: «дабы никто под жестоким наказанием в степь для бугрования не ездил» 4 }. Кладоискательство дожило и до наших дней и часто, «увидев свечу» на кургане, крестьяне принимаются за раскопку кургана, чтобы достать клад,, в нем зарытый. Повторяется то, о чем говорится в древнем сказании: «аще бо или серебро, или золото сокровено будет под землею, то жнози видят огонь горящь на том месте, то диаволу показующу сребролюбивых ради 5 ). Имеются сведения, что банды Рогова в надежде пополнить свои средства, также в 1920 г. прибегали к раскопкам курганов. Уничтожаются памятники и предметы, из которых можно извлечь хотя бы минимальную пользу. Бронзовые и медные предметы переплавляются, на- пример, колокола Минусинского собора сделаны из предметов минусинской бронзовой культуры; каменные бабы, к аши с руническими надписями упо- требляются либо в качестве простого строительного матщиЭла, либо на жер- нова и тому подобные -надобности. Вспомните, как один из знаменитых четырех-гранных камней с руни- ческими надписями служил порогом в Шушинском волостном правлении,, а другой точильным камнем. Но кладоискательство наряду с отрицательной стороной имело и положительную: оно сыграла свою историческую роль и обратило внимание правительства и ученых на то, что явилось предметом со- бирания в течение 18 в. и первой половины 19 в. С Петра начинается второй период в отношении к археологическим па- мятникам. Начинается собирание «куриозных» сибирских вещей 4-1 возбу- ждается 1 интерес к народам с «шитым рылом». ^«Сибирь древности». Jbid. -) Jbid. -) «Русск. истор. Библиотека». Т. II, № 91. ') Полное собрание законов. Т. XVI, № 12199. ') Витевский—«Клады и кладоискательство на Руси» («Извест. о-ва арх„ истор. и этнограф, при Казан, у-те». Т. XI, в. 5. 1898- г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2