Сибирские огни, 1925, № 6

Таким образом, сибирская металлургия, получающая чугун из руд и кокса, имеющихся непосредственно на месте производства, естественно, даст более деш-евый.чугун, чем уральская металлургия, работающая на мест- ных рудах и или привозном за 1500 верст кузнецком коксе, или на древесном угле, предопределяющем определенный размер домен и невозможность сни- жения себестоимости за счет массового производства. Но кроме этого непосредственного эффекта снижения себестоимости пуда чугуна франко-завод, мы будем 1 иметь и снижение рыночных цен на чу- гун в целом ряде городов и местностей Сибири, так как, естественно, расстоя- ния его внутрисибирсюих перевозок будут значительно короче перевозки с Урала. Переломным пунктом явится, примерно, Омск, где тельбесский ме- талл будет дешевле уральского (при прочих равных условиях) на указанные 10,5 коп. на пуд. Далее же на восток эта разница будет увеличиваться в поль- зу сибирского металла за счет увеличения фракта на уральский и снижения фрахта на тельбесский металл. Но и этим не исчерпывается роль и значение сибирского металла на экономику Края. Они значительно больше, ценнее и глубже. Сибирская ме- таллургия явится мощной базой для создания целого ряда отраслей металло- обрабатывающей промышленности,—в первую очередь заводов селыако-хо- зяйственных (ташин. Создание их в Сибири является вопросом первостепен- ной важности и обосновывается также рядом моментов экономической целе- сообразности. Сибирь, в силу целого ряда причин, являлась и является осо- бо крупным потребителем с.-х. машин и орудий. По данным 1908-1913 годов, в Сибирь в среднем ввозилось из европейской части России на 19.140 тыс. рублей золотом с.-х. машин и орудий, что составляло до 18 проц. всего рос- сийского производства. На территории Сибири с.-х. машиностроение было развито весьма слабо, и существовавшие в 1913 году 16 предприятий выпу- скали продукции всего лишь на 577 тысяч золотых рублей. В настоящее время положение почти не изменилось. Главные массы с.-х. машин и орудий Сибирь продолжает получать из европейской части Со- юза и заграницы. И, несмотря на абсолютный рост производства с.-х. машин и орудий на сибирских заводах (в Омске, Барнауле и ряде других более мел- ких), за последние годы доля участия сибирского машиностроения в факти- ческом удовлетворении потребности сибирского крестьянства из года в гад падает, составляя для 1923-24 года — 15 проц. 1924-25 « — 12,5 проц. 1925-26 « — 10 проц. (предположительно). При этом импорт больших количеств с.-х. машин и орудий из европей- ской части Союза (главным образом, с юга и юга-востока), непомерно загру- жая железнодорожный транспорт грузами большого об'ема и малого веса, является для железных дорог крайне убыточным. Действительно, при перевоз- ке хотя бы таких орудий, как плуги, приходится грузить в нормальный вагон не более 50 плугов, общим весом в 250 пудов, и терять, таким образом, 3 А гру- зопод'емности вагона. В пересчете на тариф за расстояние юг России—Ново- николаевск и при перевозке в год до 130 тыс. плугов—получается переплаты на тарифе 1.300 тыс. рублей в год. Если к этому прибавить, что сибирские с.-х. заводы будут снабжаться чугуном и железом! по ценам ниже тех, кото- рые они сейчас принуждены платить за привозный металл, станет ясной воз- можность значительного удешевления с.-х. машин и орудий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2