Сибирские огни, 1925, № 6

покрывался же этот спрос целиком и полностью в годы до империалистиче- ской войны силами и средствами уральской металлургии. Обоснованы ли эко- номически претензии Сибири на собственную сибирскую металлургию и не является ли эта идея металлургической эмансипации идеей для идеи.' навеянной, может быть, некоторыми «областническими» тенденция- ми? Конечно, нет. Создание мощной сибирской металлургии обосно- вывается рядом моментов экономической целесообразности. Уральская металлургия, давшая в 1914 году 52.4 мшит, пудов чугуна и добывшая при этом 1,84 милл. тонн железных руд,—в этом году, после почти полной оста- новки металлургических заводов и медленного' их восстановления,—даст до 35 милл. пудов чугуна, при добыче 1,36 милл. тонн железных руд. Но даже через пару лет, когда уральская металлургия достигнет и даже перешагнет через довоенный уровень продукции, положение вещей будет значительно другим, чем то было раньше. Все более обостряющийся на Урале вопрос с древесным углем властно выдвигает перед уральской • металлургией вопрос» о переходе на металлургический кокс. Насколько быстро Урал пошел и пой- дет по пути минерализации своего заводского теплового хозяйства, видно из нижеприводимых цифр вывоза ив Кузнецкого бассейна на Урал кокса и до- менного и других углей и заявок на них на ближайшие годы. Вывоз угля и кокса из Кузнецкого бассейна на Урал и его перспекти- вы (в тыс. пудов): Уголь. Кокс. 1922-23 828 23-24 . 7581 3000 24-25 14879 4800 25-26 . . 23000 8350 26 27 . . 33700 15700 27-28. . . 37300 J 6000 28-29 50900 36600 29-30 59*:00 51850 И чем шире будет развиваться металлургия Урала, тем большие разме- ры примут эти перевозки и тем теснее станет связь между Кузнецким бассей- ном и Уралом. И, естественно, возникает вопрос о целесообразности снаб- жать- Сибирь уральским металлом, для производства которого из уральских руд необходимо совершать массовые перевозки кокса и угля из той же Сиби- ри на Урал. Наличие в Сибири железных руд—в непосредственной близи от коксующихся углей должно- быть использовано! и должно, априорно, дать по- ложительный экономический эффект. Эффект этот действительно есть, а именно: при всех прочих равных условиях (одинаковый тип завода 1 , одна зарплата, накладные расходы и пр., одно качество- и пр.) местный сибирский металл -в районе Тельбеса имеет рыночное -преимущество перед привозным уральским металлом на 10,428 коп. на пуд чугуна, так -как отпадает расход на тариф за перевозку на Урал кокса. Указанная разница кругло в 10 с поло- виной коп. получается при условии применения для перевозки 1 кокса особо льготного железнодорожного тарифа в'/iso коп. с пуда версты, тарифа, для железной дороги безусловно убыточного. При применении нормального тари- фа разница в пользу сибирского металла доходит до> 25,656 копейки на пуд чугуна, т. е. составляет свыше 30 проц. его нормальной себестоимости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2