Сибирские огни, 1925, № 6
старые песни и послужили для народных певцов готовой канвой, на которой по-старому, уже знакомому, трафарету были расшиты новые мотивы и рисун- ки. Революционные вспышки в XIX веке были крупной политической ново- стью для народа, которых ранее он не знал в таком виде да и долго не мог осознать их сущности и значения, тогда как дворцовые перевороты XVIII века и еще более старые—боярские заговоры и козни против московских ца- рей—отлично были ему знакомы исстари. Трактовка заговора декабристов в народных легендах крайне проста: никаких общественно-политических принципов, вроде отмены крепостного права и проч., мы не находим в них, и симпатии старой патриархальной крестьянской Руси, как будто, не на'сто- роне декабристов, а, пожалуй, на стороне царя. Среди собранных сокровищ народной поэзии за полтора века, кажется, немного песен и преданий о декабристах (работы Короленко, Щапова, Аза- довского, Кубалова), и наши новые записи, поэтому, являются своевременны- ми-. Нет сомнения, что по бесконечным просторам Сибири и Европейской Рос- сии, в захолустных уголках нашей страны, еще и до сих пор гуляют оказания о декабристах, и лицам, близко стоящим к деревенской массе, следует обра- тить особенное внимание на эти умирающие предания. Выскажем несколько общих соображений и перейдем к изложению са- мых сказаний. Предлагаемые вниманию читателей записи преданий, произведенные в разных частя» Минусинского уезда, Енисейской губ., не что иное, как три варианта одной и той же легенды, широко, повидимому, когда-то распростра- ненной в Сибири и за Уралом. На это мне твердо указали люди старого поко- ления, которые заявили, что они в далеком детстве слышали эти песни и рас- сказы. Это указывалось и сибиряками-старожилами и также выходцами из Европейской России. Установить происхождение этих произведений крайне трудно. Они могли зародиться первоначально в солдатской среде, быть может, даже среди непосредственных участников декабрьского бунта, в котором они полусознательно играли историческую роль; эти песни могли быть сложены и в крестьянской массе под впечатлением рассказов самих декабристов, нахо- дившихся в ссылке. Сказания о декабристах порою так искажены и историче- ские факты так превратно поняты, что путем только параллелизмов и сра- внительных методов можно иногда добраться до подлинной исторической правды. Собирая материал о декабристе Тютчеве, отбывавшем после каторги ссылку на поселении в с. Курагинском, Минусинского уезда,, наш корреспон- дент-учитель А. И. Жибинов, со слов здравствующего поныне сына декабриста Тютчева, 73-хлетнего курагинского крестьянина, и из уст местных старичков сообщил следующее предание о заговоре декабристов, якобы таким же обра- зом рассказанное когда-то самим декабристом Тютчевым и даже переделан- ное им в песню, которую он любил распевать в своем' изгнании. Члены Сената, а в том числе и «сенатор» Тютчев*), устроили тайный заговор против царя Николая. Для проведения в жизнь заговора они в одну ночь собрались в Сенате, куда около полуночи потребовали и царя, с целью получения от него отречения. В случае неудачи сенаторы предполагали его убить, для чего было устроено особое кресло со скрытыми, механически *) Алексей Иванович Тютчев, капитан Пензенского пехотного полка, член Общества Соединенных славян, осужден в каторгу и на поселение. Сенатором, ко- нечно. не был.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2