Сибирские огни, 1924, № 2
Уезжая из Томска, он продал эту библиотеку Бакунину с заве щанием, уезжая из Сибири, поступить так же—или подарить книги, какому-нибудь сибирскому общественному учреждению, или продать какому-нибудь сибирскому жителю. Батеньков говорил Бакунину, что относительно Сибири нужно держаться такого правила: всякое заве зенное в Сибирь умственное добро не должно быть из нее увозимо; под тем или другим условием оно должно быть оставлено в ней. х) Какую отзывчивость он сохранил в это время к литературным течениям показывает его решимость вступить в переписку с Гоголем по поводу его „Исповеди“. Об этом сам Батеньков говорит в своей автобиографии, сопро вождая рассказ психологическим раз'яснением. В детстве Батеньков впадал в религиозный экстаз, столпничал, надевал на себя схиму, но убедился, что это ведет к бесплодному изнурению. Тогда перед его глазами как-бы возникла ось, которая разделила видимый мир на две симметрические половины, правую и левую, светлую и темную, и его самого поставила лицом к светлой половине; так он до старости и остался обращенным к свету. Прочитав „Исповедь“, Батеньков написал Гоголю два письма; на одно из них Гоголь ответил обещанием не почитать свои „Мерт вые души“ ни слишком великим делом, ни смертным грехом. Поэтому ответу можно составить понятие, в каком тоне было письмо Батень- кова: конечно, в неодобряющем. Часть Томского времени Батеньков отдавал строительному ис кусству. Может быть архитектура была его призванием, развиться которому помешала его тревожная жизнь. Батеньков рассказывает, что его архитектурный вкус определился под влиянием наблюдений, сделанных еще во времена детства. В его родном городе строилась новая соборная колокольня; она была в лесах, которые Батеньков принимал сначала за вечные и был удивлен, когда верхние части колокольни начали разоблачаться от лесов. Он с радостью наблюдал каждый новый шаг этого разоблачения; сначала появился позолочен ный крест, потом беленькая шапка под шаром, зеленая крыша и другие нижние части. Ему нравилось наблюдать, как красивое тело колокольни постепенно сбрасывало с себя одежды, начавши сверху, но ему казалось, что было-бы более эстетично и таинственно, если- бы это разоблачение остановилось, не доходя до земли на треть вы соты колокольни; и когда открылась вся колокольня до основания, он остался недоволен. „Так зародился во мне, говорит Батеньков,*) *) Дпя характеристики Батенькова не лишним считаем привести здесь один отрывок из письма, которое 16 мая 1856 г. Батеньков. когда жил в семье -Пунше вых, послал из Томска своему другу Штейнгелю: „Я бы продал что-нибудь—пи шет Батеньков—если бы имел хоть нитку не общую и не строго потребную для обыденного употребления. Я знаешь-ли ты, что я во всю жизнь мою ничего не продавал“. „В старой Греции это сделало бы меня основателем школы. Все куп ленное и не вошедшее в употребление, или вышедшее из него—я роздаю; вооб ще покупаю не для себя, а в общину. Так и мысль стоит: завожу, чего дом и се мья требует. Сапоги ношу дотоле, когда все мастеровые откажутся их подшивать: новые часто переходят к другим, не бывши и надеваны. Не люблю обнов, особ ливо на голове и на ногах. Прочего платья много: нет только шинели и боль но состарели шубы“. См. статью Ядрианова, стр. 133.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2