Сибирские огни, 1924, № 2

новано в Томске в ( ), гимназия в ( ), когда Батенькову бы­ ло в первом случае ( ), во втором ( ) лет. ') От смотрителя Томского уездного училища Ананьина я слышал, что Батеньков пер­ воначальное обучение получил в Томской школе кантонистов, т. е. солдатских детей. Автобиография о школьных годах ничего не говорит, а подробно рассказывает о предшествующем школе времени, проведенному в семье в Тобольске. Сохранившиеся о Батенькове предания рисуют его жизнь, бога­ тую из ряда выходящими случаями и фантастическими совпадениями, подрывающими веру в правдивость рассказа, но с какой-бы осторож­ ностью не относиться к этим преданиям, все-таки надо допустить, что своей физической организацией—в хилом теле большие духовные силы—Батеньков был предназначен для тревожной боевой жизни и исключительной карьеры. Самое вступление Батенькова в жизнь было исключительное: он родился без признаков жизни, его приняли за мертворожденного и, собираясь хоронить, положили уже в гробик, но ребенок проявил жизнь и его вынули из гроба. Сам Батеньков рассказывает, что он рос слабым физически и очень впечатлительным ребенком. Он хорошо запомнил, как он полу­ чал первые пространственные впечатления; внешний мир он долго мог наблюдать только из окна своего дома, все предметы, казалось ему, стояли на одном плане; он не имел понятия о существующих расстояниях между ними. Когда же его вынесли из дома на улицу, он оробел. Разрушение установившегося представления о взаимных отно­ шениях видимых предметов так его поразило, что он смертельно испугался и задрожал. Так он продолжал обнаруживать сильную ро­ бость перед всяким новым пространственным впечатлением, пока, на­ конец, не овладел пространством до того, что начал считать человека , облеченным царскою властью над пространством. Иначе было дело с представлениями о времени. Сознавая физическую слабость своего тела, он не считал себя назначенным для долгой жизни. Детство его совпало с рубежом двух столетий; с этого рубежа ему казалось оди­ наково непомерной далью и 1850 год вперед и 1750 назади. Особенно Пугали его в детстве бесконечность времени, которая у него совпадала с бесконечностью адских мук. Размышления на эту тему привели мальчика к мысли о подвиге самоистязания. Он ложился спать на голый пол, про­ бовал подражать Даниилу Столпнику, взбирался на заборный столб с намерением простоять на нем всю жизнь и стоял до головокружения и проч. Впоследствии с мальчиком совершился благодетельный пе­ релом; -он пришел к убеждению, что идет по ложному пути, который ведет к бесплодному изнурению, и аскетическое настроение смени­ лось здоровым чувством, которое обратило его к более ( ). Уже по доведению в детстве и по детским поступкам Батенькова было видно, что это’был нервный организм, легко робевший, но спо-*) *) В оригинале Г. Потанин, поставив скобки, не указал даты. Как видно, точ­ ные данные не имелись у него под рукой. Уездное училище было основано в Томске в 1411 году а гимназия в 1834 г. (см. Н. С. Юрцовский—„Очерки по исто­ рии просвещения Сибири“, изд. Сибгосиздата, Новониколаевск. 1923 г. стр. 110 и 58), когда, следовательно, Батенькову в первом случае было восемнадцать лет, а во втором—сорок лет. Ясно, что сообщения рассказчика о котором Потанин упоминает в тексте, действительно неправдоподобное.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2