Сибирские огни, 1924, № 2
ленно, а в некоторых районах наблю дается даже прирост“. До революции управление туземцами основывалось на „положении об инород цах 1822 г.;‘, которое отдавало туземца целиком во власть чиновника, попа и кулака. Революция ликвидировала это „положение“, но гражданская война не дала возможности организовать туземцев по новому в полно -1 соответствии с духом нашей жизни и требованиями нашего времени. Лишь с советизацией ДВО „в порядок дня вошел и вопрос о советиза ции туземных племен ДВО. И эта совети зация должна быть как можно скорее проведена, и, понятно, самым рациональ ным образом. Я что эта советизация со вершается рационально заметно и по тем сведениям, которые опубликованы в 1м выпуске „Материалов“. Первый выпуск не об'емист —всего 38 стр., но на этих нескольких страницах составители, дали ценный • материал— исторический,' этнографический и быто вой - туземных племенах, населяющих ДВО и познакомили с их современным положением, а равно с перспективами ДВО по урегулированию и советизации быта туземцев. Б. В—н. А. Берс,— „П у г а ч е в щ и н а на У р а- л е“. Краткий очерк с портретами Е. Пу гачева, тремя иллюстрациями и картой военных действий на Урале 1773—1775 г.г. Изд. „Уралкнига“, Екатеринбург, 1924 г., стр. 48. В сентябре 1923 г. исполнилось 150 лет С начала Пугачевского восстания, а 10 ян варя 1925 г. исполнится 150 лет со дня казни Е. Пугачева. Эта юбилейная дата должна, конечно, быть достойным обра зом отмечена. Здесь, конечно, не место останавлииваться на том, что собой пред ставляла Пугачевщина. Достаточно только напомнить, что после разинского движе ния, носившего местный характер, Пуга чевщина была первой попыткой широ ких масс уничтожать, как отмечает Берс— всех угнетателей, распространить власть Пугачева „от моря до океана“, по выра жению народной песни. Хотя Пугачев выдавал себя за Петра III, но это, как вполне правильно говорит автор—„не имело особенного значения и вопрос о его правах на престол оста вался на заднем плане. Пугачевщина яви лась, главным образом, протестом против крепостного права, против продажности и злоупотреблений чиновников“. Само собой понятно, что Пугачев, как первый народный революционер, заслу живает того, чтобы его имя и движение, связанное с ним, были популяризованы среди широких трудовых масс. Брошюра Д. Берса, хотя и не является оригинальным исследованием, она соста влена по уже изданным источникам, все же представляет известную ценность ,как популярное и красочное изложение собы тий и их правильное освещение. Автор не ограничивается простым опи санием хода событий, он дает этим собы тиям социальное обоснование. Брошюра, предназначенная для тру довых масс Урала, заслуживает самого широкого распространения среди трудо вых масс всей Республики. В. В -н . Профессор К В. Кудряшов. — „Але к с а н д р ! и т а й н а Ф е о д о р а К о з ь мич а , “ изд. „Время", Петербург, 1923 г стр. 168. В Томске до сих пор сохранилась келья, где жил и 20 января 1364 г. скон чался Феодор Козьмич. Когда я в ноябре 1915 г., знакомясь с достопримечательно стями Томска, осматривал эту келью, то на мой вопрос: „кто же был этот Феодор Козьмич?,“получил от привратника ответ: „кто, вестимо кто, царь Лаксандр никто другой... Только скрывали это, обидно, вишь, конфузно.“ И не только приврат ник, но и многие томские мещане увере ны, что „старец“ Феодор Козьмич был ни кто иной, как царь Александр I, удравший от мирской суеты, чтобы постом и отшель нической жизнью замолить свои грехи. Возникла эта легенда не без некото рого основания. Обстоятельства, сопут ствовавшие смерти Александра в Таган роге, как и те предосторожности, кото рые принимались при перевозке тела в Москву и Петербург, дали достаточно по водов предполагать, что Александр не умер, а скрылся, что в гробу везут не тело Александра, а тело другого челове ка. Хотя несостоятельность всех этих пред положений была очевидна, тем не менее легенда росла, ширилась и в нее уверо вали, как в непреложную истину. Что говорить о мещанах, когда даже Шильдер—историк Александра 1,—нахо дился одно время в уверенности, что Александр симулировал смерть, и что Фе дор Козьмич есть именно Александр. К этой же мысли склонялся и Л. Н. Толстой. Понятно теперь, почему „тайна,“ свя занная с Федором 'Козьмичем, так инте ресовала многих историков и исследо вателей. И хотя все историки последнего вре мени неопровержимо доказали, что Алек сандр 1 совсем не думал сбежать, а что он действительно скончался в Таганроге 20 октября 1825 г., и что в свое время действительно было похоронено тело его,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2