Сибирские огни, 1924, № 2
куироваться на восток с награбленным добром, силой захватили в свои руки весь разнородный подвижной состав и ни кому из русских не давали ни одного вагона. Отступали эти колчаковские остатки окольными путями, чтобы не подвергаться нападениям со стороны партизанских от рядов и избегать боев с пунктами, в ко торых сильно укрепились красные. Под ступая к слабозащищенному Иркутску, где власть находилась уже в руках большеви ков, все разрозненные части, слились и образовали довольно солидную армию. Этой армией белые вздумали было захва тить Иркутск, чтобы спасти Колчака и забрать золотой запас Колчака в живых, между тем, уже не было, а союзники заявили, что они воору женной силой не допустят захвата города. Белые миновав Иркутск, подошли к Бай калу, перецли его, совершив, так назы ваемый, .Ледяной поход" и вступили в »Царство Семенова“, которому Колчак, незадолго до своей смерти телеграфно передал все свои „права и полномочия . Признав власть „доблестного“ Семенова, Сахаров принимается вместе с другими спасшимися генералами организовать новую, боевую армию, чтобы оттуда, из Приморья, грозить Москве. Но| не согла шаясь с назначением, которое получает Пепеляев (ему поручено было организо вать „партизанскую дивизию имени на родного героя генерала Пепеляева") Са- хбров оставляет службу и уезжает загра ницу, где на-досуге и написал книгу „Белая Сибирь*. Не трудно догадаться, что книга напи сана для того, чтобы выставить в белом свете свои заслуги перед белой родиной и указать причины неудачи боевого дви жения, а равно главных виновников этих неудач. Задавшись такой предвзятой целью, автор, несмотря на свое уверение, что стремится „дать полный очерк всего хода событий (что, впрочем он и сделал) и беспристрастное описание их‘, в дей ствительности дал очерк далеко не бес пристрастный. Свою невыдержанную бес пристрастность Сахаров оправдывает тем, что .все пережитое очень еще свежо и слишком больно затронуло оно каждое русское сердце*. Вот это-то русское серд це, сердце убежденного-монархиста, на- ционалиста-шовиниста и дворянина, меч тавшего о военной карьере, и помешало Сахарову, с одной стороны, правильно понять ход событий, активным участником которых он был, а с другой сделать пра вильные выводы из преподанного ему историей урока. Вполне верно изобразив и вполне правильно поняв ту гнусную, пагубную роль, которую в Сибири играли интер венты и особенно чехо-словаки, Сахаров слишком переоценивает разрушительную роль эсэров в тылу и недооценивает пар тизанское движение и подпольную работу большевиков. Главная-же причина не успеха белого движения заключается, по глубокому убеждению Сахарова, в том, что белые маскировались „демократиз мом“, „тогда как им следовало на своих знаменах носить идею царя*. Он неодно кратно приводит свои разговоры с кре стьянами Урала и Сибири в доказатель ство, что население желает царя. Разре шение нашей задачи—обнадеживает он и теперь контр-революцию—вижу в од ном: идти в Россию С царским знаменем, поднятым прямо и открыто*. Подкрепляет сахаров свой взгляд следующими сло вами Колчака: „Все слои русского на рода, начиная с крестьян, думают только о восстановлении монархии, о призвании на престол своего народного вождя, за конного царя. Только это движение и может иметь успех". Не замечает Сахаров обратного, а именно: колчаковщина по терпела крах только потому, что стреми лась к восстановлению монархии. Хотя колчаковцы скрывали свои сокровенные мысли уверениями о „национальном соб рании“, но только близорукий мог их не заметить. Книга Сахарова изобилует многими фактическими ошибками. Ценность-же заключается в опубликовании многих та ких, документально, правда, неподкреп- ленных, фактов, которые до сей поры были неизвестны или о которых можно было только догадываться. Из книги напр, мы узнаем, что колчаковцы, разочаро вавшись в союзниках, обсуждали после версальского мира, вопрос о том, чтобы связаться с германцами на предмет получения от них поддержки. Сахаров подтверждает также тот факт, что неза долго до своей гибели Колчак, действи тельно окончательно ориентировался на столь ненавистных ему японцев, которых, как единственных верных союзников б е лого движения Сибири, Сахаров неодно кратно ставит в пример всем остальным коварным интервентам. Сахаров картинно рисуег отношения, которые установились между Колчаком и Гайдой. Расставаясь как-то с Гайдой, Кол чак поцеловал его и затем, в присутствии Гайды, обратившись к Лебедеву и Саха рову Колчак сказал: „Вот что, слушайте, я верю в Гайду, и в то, чго он многое может сделать. Если меня не будет, если- бы я умер, то пусть Гайда заменит меня . Гайда после этих слов, конечно, еще больше обнаглел и начал действительно держать себя „по-царски“. Находясь в Екатеринбурге на перроне в ожидании поезда Колчака, Сахаров обратил внима
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2