Сибирские огни, 1924, № 2
Я верила не так как Вы, я душу серд це отдала служению бога моего, пока не убедилась, что это лишь доска простая.. Да лишь доска и суздальский маляр ее писал, простой маляр, безграмотный и пьяный, писал и речи говорил срамные, курил табак и грязными руками он лик. по вашему святой, хватал. Но ни зритель, ни читатель не поверят Ирине. (Ведь она только что благодарила бога за освобождение от об’ятий насиль ника Савостьянова). Не поверят и автору, что его пьеса антирелигиозна. Хорошо еще, что такая „стряпня1 из готовлена только в двухстах экземпля рах. Желающих же заплатить за „трагедию'1 ни с чем несообразную ц ену-пять руб лей золотом, вероятно, не найдется. От этого выиграют и автор и, читатель, и зри тель и антирелигиозная пропаганда. Интересно—кто издал пьесу Сабурова- Долинина? Кто разрешил издателю или „недогля дел“ за ним и он наляпал на ней сверх спекулятивную цену? Пять рублей золо том за тридцать одну страничку дрянной бумаги! Р. н. Кондр. Урманов П о л о в о д ь е . Р а с с к а з ы . Новониколаевск. 1924 г. Стр. 178. Тир. 1000. Изд автора. Внешне—на редкость хорошо изданная книжка с рисунком blanc et noire на об ложке. Лзтор стал известен сибирским читателям своими рассказами еще до ре волюции, в последнее время печатался в „Сибирских Огнях“. Основной тон сборнику дает рассказ ■Половодье“, прочие рассказы а их в сборнике пять —только выражают мотивы первого. Все они охватывают период гражданской войны в Сибири (1919 - 20 г. г ) и рисуют любимый автором быт киргиз и сибирских крестьян Только фи гура интеллигента, мечущаяся на этом фоне, вызывает сожаление: в ней много сентиментализма, больших претензий и маленьких мыслей. В ней много семинар ского народничества, начетничества, став шего для 1920 г. столь же архаичным и неуместным, как французская марсельеза в 1924 г. Нудная лиричность под Надсона, лож ный пафос стихотворений Скитальца и молодого Горького, замыкает эстетиче ский горизонт героя. — ,.И ты, папочка, думаешь я плакал над смертью брата? О, нет... Я хохотал над трусами, боящимися новой истины и пел погребальную песню, колыбельную песню, уходящему в новый путь брату“. Дальше герой поет отцу песню, при чем: „Отец глазами полными ужаса вращал по сторонам“. Во всем рассказе до неприличия много сентиментального. У автора не хватило волевого импульса претворить действи тельность в художественную правду—вы мысел, без которой творчество не мыс лимо. Таллент Урманова- тихая флейта, разве может она воспеть громыхание и сверка ние хаоса революции? И все же: Желающий ознакомиться с жизнью Си бири эпохи гражданской войны найдет интересный материал в немудрых, но лю бовно выписанных рассказах Урманова. П. К. Егпров-Чащин Ваеч. - П о э м ы. Иркутск 1924 г. Издание автора. Длинная фамилия, длинные стихи. Две поэмы „Эшалон смерти“, и „Бро дяга'1. Есть еще афоризмы. „Ты силы сильного не бойся И силой слабого не обижай. Пред силою ума ты преклоняйся Бессильного умом ты просвещай“. „Эшалон смерти“ попытка зарисо вать зверства белогвардейцев во время эвакуации пленных кресных. Любой под линный протокол был бы здесь лучше стихов. „Бродяга“ нечто „байроническое *• ..Что долг? Долг слабоволье. Боязнь себя, боязнь людей“.,. И дальше. Я стал грозой для всей страны, Где я пройду—там льется кровь. Пощада, жалость мне чужды И не знакома мне любовь. Любил я в бурю и ненастье К супругам в спальню молодым Пробраться и нарушить счастье Их ласк присутствием своим. Любил ударом кистеня Об'ятья прерывать их я, И молодой вдовы стенанья Я заглушал своим лобзаньем Ее не слушая проклятья В ответ на страстные об‘ятья, И с нею ложе разделя, До утра оставался я. Коментарии излишни. В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2