Сибирские огни, 1924, № 2
Я сам закон игры уставил. И проиграл, но не хочу Разбить оковы строгих правил, Мой проигрыш я заплачу. Но, может быть, платить нам нечем, Все увеличивая счет, Несчастливо мы карты мечем, Придет последний банкомет. И, приневоленный к азарту, Все, что осталось, подсчитай, Поставь последний куш на карту, О выигрыше помечтай. В плане этой последней ставки и „Рас сказ о самом главном“ Евг. Замятина. Ведь, если минувший день—вечность, то самое главное в нем—миг счастья. Я— только .червь“,—Щюра1осега—ни в коем случае не „бог“. Мир и жизнь безгра ничны. И „дурачества ради к планетам примешано немного мудрости“. Поэтому,— „Ях, если бы не быть человеком!“ Рядовой читатель не поймет рассказа Замятина, хотя его мрачная фантазия очень несложна. Весна. Цветет сирень. По кусту ползет желто-розовая гусеница НЬора1осега, завтра ей умереть в куколку. Эс-эр Куковеров— любит народ, келбуйских мужиков, долг его—освободить их от советского пред седателя Филимошки, „беднейшего“. Но еще больше Куковеров любит учитель ницу Талю и сидит с ней под кустом си рени. Коммунист Дорда, с которым Куко веров когда-то сидел в одной тюремной камере, ведет свой отряд на Келбуй... „И еще мир“. —Навстречу земле „сквозь миллионоверстные воздушные льды“ мчит ся „еще невидимая, темная звезда, чуть освещенные красным развалины стен, галлерей, машин, три замерзших—тесно друг к другу—трупа... И самое главное: чтобы скорее удар, грохот—чтобы все это сожглось до тла“... Последняя женщина, последней волей направляет темную пла нету прямо на землю, чтобы сгорели жи вые и трупы... Я коммунист Дорда, кото рый верит в человечество, в астрономию, а не в Замятина, занял Келбуй своим отрядом Завтра Куковеров будет расстре лян... Но все-таки: была ведь раньше тюрьма и последняя папироска на двоих. Дорда позволил Гале войти в камеру. И Таля:—„быстро растегивает платье, выни мает левую грудь—как вынула бы для ре бенка- дает Куковерову: — Вот... хочешь так? ... разве нужно, чтобы всю жизнь вме сте есть и ходить гулять? Ведь самое главное, чтобы... Ну, ми-илый!“ Завтра-смерть, все погибнет, но „день минувший вечно жив“. „Капли о камень, огромные в тишине. Куковеров решает: „Смерти нет"... — Капнет и вслушивается“... Мотивы Замятинского „Самого глав ного ‘ пронизывают весь „Русский Совре менник-' Они в прекрасных стихах Ясеева „Ко ролева экрана“. „Кружшксь. мерцало, мелькало, мчало Сошел аппарат с ума: Кончалась и вновь началась сначала Не лента—а жизнь сама“... Они в зверином волчьем вое пильня- ковского Тимофея, подвывали, когда вдруг в звериной тоске стирается грань между охотником и волком: „Ях если-бы не быть человеком". Они в жестокой истерии красных ка заков Бабеля, Они в сумасшедшей галлерее русских людей М Горького, в его воспоминаниях о Блоке. — „Если-бы мы могли совершенно пере стать думать, хоть на десять лет,—говорит Я. Блок—Погасить этот обманчивый бо лотный огонек, влекущий нас все глубже в ночь мира и прислушаться к мировой гармонии сердцем. Мозг, мозг!.. Эго—не надежный орган, он уродливо велик, уродливо развит. Опухоль, как зоб... Помолчал, крепко сжав губы, потом сказал тихо: — Остановить-бы движение пусть пре кратится время“... Может быть в этом есть действительно русская, национальная, „азиатская“ черта. Может быть. Тогда наша задача-вытра вить ее каленым железом и радиевыми лучами мысли. Наиболее здоровые вещи в „Русском Современнике“—„Записки некоторых эпи зодов, сделанные в городе Гогулеве Яндреем Петровичем Ковякиным", Лео нида Леонова и „Конь в Сенате“—по смертный „водевиль“ Леонида Яндреева. В № 1 „Русского Современника“ опуб ликована пока первая половина „Записей“. Повесть охватывает предреволюционную жизнь захолустья и вероятно будет дове дена до наших дней Повесть ведется от лица уездного „писателя“ и „пиита“ Ко- вякина. Стиль ее везде прекрасно выдер жан. И этот стиль заставляет восприни мать провинциальную тину, лешачьих уездных типов, с улыбкой, с иллюзией, что все это уже пережито. Вот, например, мастерская зарисовка брандмейстера Обувайлы. Здесь тоже зву чит страшное: „Мысль есть зло", но уже не утверждением, а спокойной иронией — „Клеветали тдкже, что он не обладает умом. Я зачем, скажите, начальнику гогу- левской пожарной дружины ум? Только отягощение голове и вред геройству: умный человек по своей воле в огонь не полезет... Я от этого вся Россия в одно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2