Сибирские огни, 1924, № 2

чиво было два года читать 6 програмках литературных кружков „Октября“ обеща­ ние „широких полотен“. Пока их нет. Пока полотна пролетарских писателей не шире стрекочущей и мелькающей ленты кинематографа. И „Пролог“ Безыменского отнюдь не эпос, это прежде всего—са­ тира, т. е. лирика. На содержании „Пролога“ останавли­ ваться не стоит. Это журнал „На посту“ в стихах. „Недавно я читал такого Критического Хлестакова (Правдухин псевдоним у них Разубеждать не стоит их) Пусть критики бегут в аптеку К Воронскому, к кому-нибудь, Мы твердо держим новый путь, Наш путь к живому человеку“. „Новый путь“ на деле истоптан и за­ езжен так, что на нем нет ни одной тра­ винки. Зарисовка быта не поэзия. Об- ективно-нужные, как материал, как удоб­ рение, через десять лет они никем не будут читаться, кроме исследователей эпохи. Да и те предпочтут обратиться к более надежным источникам. „Картинки из быта“ Л. Филиппова... Ях, как быстро высасывают пролетарскую не­ посредственность програмки! В „тезисах“ сказано, например,—„Создание пролетар­ ской литературы... невозможно без знания рабочего языка. Нам необходимо не только слушать, но записывать особен­ ности этого языка, все поговорки, посло­ вицы. жаргон“... и т. д. Филлипов добро­ совестно собрал с дюжину кунсткамерных словечек—„вагон, долдоня, мчится—работ­ ница встряла... щеки пыланули, нутро скребануло и т. п.—в каждой строчке. Так говорят у Филиппова не рабочие,—рабо­ чие вообщеговорятсравнительно правиль­ но,—а он сам. Ошибка здесь очевидна... Но может быть редакция „Октября" на­ меренно хочет содействовать выработке особого пролетарского жаргона? Хоро­ шая это будет услуга пролетариату! Внутренне Филиппов скучноват, под­ слащен, часто беспомощен. Стук машин он не в силах передать иначе, как неле­ пыми звукоподражаниями: „Хыам-гыам- хыам-гыам... Дрын-зи-зи-дрын-зи-зи“... и т. п., раз пять на одном листе. Лучше маленький рассказ „Креп“ Мар­ ка Колосова. Написанный явно под Ба­ беля, рассказ все же свеж. Действие на корабле, в море. Смерть Ленина. Матро­ сы-комсомольцы „«функционировали уго­ лок дорогого Ильича“. Нет только крепа. Где достать? Павлушка решил украсть креп с портрета „единственного отца капитана“. И когда капитан спрашивает: „Извиняюсь, товарищ Носков, но почему Н е п о п р о с и л и у меня л и ч н о ? “ — „с т ис н у в, к а к п о л а г а е т с я р у к у — „Как вы, товарищ капитан, есть бес­ партийный и фигура старого закала, хотя и служите в Советской власти, и мы вам во всем подчиняемся, но что дело есть комсомольское, то мы делаем под свою ответственность и не можем совещаться с вами“. Не очень убедительно, но по крайней мере заставляет читателя улыбаться. В отделе стихов—Жаров, И. Катаев, Н Владимирский, Пасынок, М. Светлов, Доронин. Об этих стихах не хочется гово­ рить. В творчестве пролетарских поэтов уже сейчас есть несомненно большие достижения. Требовалось особое искус­ ство редакции или особая любовь к сво­ им добрым литературным знакомым, что­ бы составить такой унылый стихотворный отдел. Заглавия: „Больная“, „Под вечер“, „Памятник“. „Худеет чахнет наша Маша И где веселых глаз игра? И нынче он—кровавый кашель Ее здоровье подрывал". (Н . В л а ди м и р ск и й ). „Девушка моего наречья По вечернему тиха и смугла Приходила ко мне под вечер Быть любимой—и не смогла“. (/И. С в ет л о в ). „Бросит месяц желтые лучи И тишком за облачко схоронится, Каблучком теперь не застучит Вечерком веселая работница“. (А . Ш в ед о в ). Погибшие девушки, погибшие грезы... Где мы? Перевертываю книгу, на об­ ложке—черное и красное: ,,Отябрь“.(!) Есть, впрочем, более „героические“ темы. У Жарова: „Самоеды пили кровь оленью, О ф и ц ер ы —ч е л о в е ч ь ю кровь“. Жаль, что это лишь в мелодраматиче­ ском воображении поэта: если бы кровь нужна была офицерам вместо водки, ее было бы пролито в десять раз меньше. В конце журнала, петитом, припеча­ тана длинная история в стихах Ивана Доронина под заглавием „На войну“,— .Из песен на перекор стихиям“, (!) .Из уст В уста Зловещие слова: Об'явлена война. Царь хочет воевать“. Надо быть большим „спецем", чтобы отыскать в этом мусоре крупицы таланта. Однако, в Москве И. Доронина печатают в разных журналах и пишут о нем хоро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2