Сибирские огни, 1924, № 2

Нижнем Новгороде“!.—Можно отметить особую манеру характеристики, заклю­ чающуюся в подборе неожиданно смелых и ярких уподоблений, не только сразу рисующих телесный облик, но и вскры­ вающих основное в природе и Каронина, и Андреева, и Короленка. Каронин,--одетый в длинное широкое пальто, напоминал расстриженного свя­ щенника! Андреев—„одетый в старенькое пальто- тулупчик, в мохнатой бараньей шапке на­ бекрень, напоминал молодого актера украинской труппы". Короленко—„по панели твердо шагал коренастый, широкоплечий человек в мохнатом пальто, из-под мокрого зонти­ ка я видел курчавую бороду; человек этот напоминал мне тамбовских прасо­ лов“. А после новых встреч с Владимиром Га­ лактионовичем, Короленко перестает на­ поминать Горькому прасола: он находит в нем „странное сходство с волжским лоц­ маном, оно было не только в его плотной, широко-грудой фигуре и в зорком взгля­ де умных глаз, но и благодушном спо­ койствии, которое так свойственно людям, наблюдающим жизнь, как движение г:о широкому руслу реки, среди скрытых ме­ лей и камней“. В этих портр тах, написанных в одной и той же манере, (кстати сказать, всюду встречается неизменная подробность о пальто), самое замечательное то, что од­ на наиболее броская черта, зорко под­ меченная Горьким,—у Каронина сходство со священником, а у Андреева с актером,— становится основною и для характеристики внутреннего склада этих людей. Так у Короленко не случайно отмечено сход­ ство с лоиманом: таким водителем, бе­ режно направ ляющим пути людей по из вилистому руслу жизни, проходит Коро­ ленко в очерке Горького. И самое для Горького важное и доро­ гое в этом человеке с наружностью „прасоловской складки"—то, что в его глазах „сияло так много радости о чело веке". Радость о человеке, гимн человеку— вот основной мотив горьковского творчества, и если эта радость заглушена в „автобио­ графических рассказах той мукой, кото­ рою он заболел в эти годы своего непо­ средственного соприкосновения со звери­ ным бытом страдающего и павшего че­ ловека,—то в книге „Воспоминания" о светлых людях—этот гимн звучит мажорно и уверенно. „Если в мире существует, нечто по­ истине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек,— ценный даже тогда, когда он ненавистен мне",—неустанно твердит Горький. А воспоминания свои о Чехове он за­ канчивает настоящей строфой торжествен­ ного гимна в честь человека: „Челов к—ось мира, А скажут—пороки, а недостатки его? Все мы голодны любовью к человеку, а при голоде и плохо выпеченный хлеб — сладко питает". Слова эти можно было бы поставить эпиграфом и ко всему „полному собра­ нию сочинпний" Горького. Юрий Соболев. „Онтябрь" №1. Л и т е р а т у р н о-х у д о- ж е с т в е н н ы й и о б щ е с т в е н н о-б ы- т о в о й ж у р н а л м о с к о в с к о й ас ­ с о ц и а ц и и п р о л е т а р с к и х п и с а ­ т е л е й . 206 стр. Выходит раз в два ме­ сяца. Госиздат 1924 г. Главной своей задачей журнал считает» как сказано в предисловии, „собирание творческого материала пролетарской ли­ тературы" и „освещение на страницах „Октября" всех вопросов рабочего быта, а также остальных областей пролетар­ ского искусства". Говоря более простым языком и не причисляя быт к искусству, журнал будет печатать произведения ав­ торов, входящих в об'единение пролетар­ ских писателей и очерки рабочего, а судя по первому номеру и крестьянского быта. „Познать быт... для того, чтобы под­ няться культурно на более высокую сту­ пень“—лозунг, брошенный т. Троцким. Существование журнала будет оправдано, если намеченная программа станет вы­ полняться под знаком этого лозунга. К сожалению № 1 „Октября" не дает в этом отношении ничего нового. Кроме того, есть данные опасаться, что новый быт будет освещаться тендециозно. не в меру благодушн . Из сибирских коммун, напри­ мер, в „Октябре" описана лучшая, мало характерная для остальных, часто очень убогих; рабочие „бытовые картинки" А. Филиппова, празднично сдносторонни. Все это мало содействует познанию быта. В № 1 „Октября", не считая лирики, поме­ щено четыре более или менее значитель­ ных по размерам художественных произве­ дений: „Пролог“ А, Безыменского, „У стан­ ков" А. Филиппова, „Линев" А. Тарасова- Родионова и „Креп" М. Колосова. Трое из этих авторов входят в редакционную коллегию или редакционный совет жур­ нала. Поэтому, несмотря на заявление, что в „Октябре“ принимают участие все пролетарские писатели СССР. (см. об'я- вление), приходится указать, что фактиче ски „Октябрь" пока орган незначитель­ ного литературного кружка. Журнал начинается „Прологом к поэме Гута" Безыменского. Эпос! эпос великий, полный десятилет­ них громов, о нем мечтают все! Заман­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2