Сибирские огни, 1924, № 2
Нижнем Новгороде“!.—Можно отметить особую манеру характеристики, заклю чающуюся в подборе неожиданно смелых и ярких уподоблений, не только сразу рисующих телесный облик, но и вскры вающих основное в природе и Каронина, и Андреева, и Короленка. Каронин,--одетый в длинное широкое пальто, напоминал расстриженного свя щенника! Андреев—„одетый в старенькое пальто- тулупчик, в мохнатой бараньей шапке на бекрень, напоминал молодого актера украинской труппы". Короленко—„по панели твердо шагал коренастый, широкоплечий человек в мохнатом пальто, из-под мокрого зонти ка я видел курчавую бороду; человек этот напоминал мне тамбовских прасо лов“. А после новых встреч с Владимиром Га лактионовичем, Короленко перестает на поминать Горькому прасола: он находит в нем „странное сходство с волжским лоц маном, оно было не только в его плотной, широко-грудой фигуре и в зорком взгля де умных глаз, но и благодушном спо койствии, которое так свойственно людям, наблюдающим жизнь, как движение г:о широкому руслу реки, среди скрытых ме лей и камней“. В этих портр тах, написанных в одной и той же манере, (кстати сказать, всюду встречается неизменная подробность о пальто), самое замечательное то, что од на наиболее броская черта, зорко под меченная Горьким,—у Каронина сходство со священником, а у Андреева с актером,— становится основною и для характеристики внутреннего склада этих людей. Так у Короленко не случайно отмечено сход ство с лоиманом: таким водителем, бе режно направ ляющим пути людей по из вилистому руслу жизни, проходит Коро ленко в очерке Горького. И самое для Горького важное и доро гое в этом человеке с наружностью „прасоловской складки"—то, что в его глазах „сияло так много радости о чело веке". Радость о человеке, гимн человеку— вот основной мотив горьковского творчества, и если эта радость заглушена в „автобио графических рассказах той мукой, кото рою он заболел в эти годы своего непо средственного соприкосновения со звери ным бытом страдающего и павшего че ловека,—то в книге „Воспоминания" о светлых людях—этот гимн звучит мажорно и уверенно. „Если в мире существует, нечто по истине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек,— ценный даже тогда, когда он ненавистен мне",—неустанно твердит Горький. А воспоминания свои о Чехове он за канчивает настоящей строфой торжествен ного гимна в честь человека: „Челов к—ось мира, А скажут—пороки, а недостатки его? Все мы голодны любовью к человеку, а при голоде и плохо выпеченный хлеб — сладко питает". Слова эти можно было бы поставить эпиграфом и ко всему „полному собра нию сочинпний" Горького. Юрий Соболев. „Онтябрь" №1. Л и т е р а т у р н о-х у д о- ж е с т в е н н ы й и о б щ е с т в е н н о-б ы- т о в о й ж у р н а л м о с к о в с к о й ас с о ц и а ц и и п р о л е т а р с к и х п и с а т е л е й . 206 стр. Выходит раз в два ме сяца. Госиздат 1924 г. Главной своей задачей журнал считает» как сказано в предисловии, „собирание творческого материала пролетарской ли тературы" и „освещение на страницах „Октября" всех вопросов рабочего быта, а также остальных областей пролетар ского искусства". Говоря более простым языком и не причисляя быт к искусству, журнал будет печатать произведения ав торов, входящих в об'единение пролетар ских писателей и очерки рабочего, а судя по первому номеру и крестьянского быта. „Познать быт... для того, чтобы под няться культурно на более высокую сту пень“—лозунг, брошенный т. Троцким. Существование журнала будет оправдано, если намеченная программа станет вы полняться под знаком этого лозунга. К сожалению № 1 „Октября" не дает в этом отношении ничего нового. Кроме того, есть данные опасаться, что новый быт будет освещаться тендециозно. не в меру благодушн . Из сибирских коммун, напри мер, в „Октябре" описана лучшая, мало характерная для остальных, часто очень убогих; рабочие „бытовые картинки" А. Филиппова, празднично сдносторонни. Все это мало содействует познанию быта. В № 1 „Октября", не считая лирики, поме щено четыре более или менее значитель ных по размерам художественных произве дений: „Пролог“ А, Безыменского, „У стан ков" А. Филиппова, „Линев" А. Тарасова- Родионова и „Креп" М. Колосова. Трое из этих авторов входят в редакционную коллегию или редакционный совет жур нала. Поэтому, несмотря на заявление, что в „Октябре“ принимают участие все пролетарские писатели СССР. (см. об'я- вление), приходится указать, что фактиче ски „Октябрь" пока орган незначитель ного литературного кружка. Журнал начинается „Прологом к поэме Гута" Безыменского. Эпос! эпос великий, полный десятилет них громов, о нем мечтают все! Заман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2