Сибирские огни, 1924, № 2
утопить какую то большую и мучающую их правду (см. очерк „Сторож“) слыша лась Горькому „неизбывная тоска“, близ кая его душе, „враждебно, отрицаемой разумом“. * И совершенно естественно, что для та кого наблюдателя жизни, каким был Горький, ее противоречия могли приве сти к решению „самовольно", как выра жается он сам, уйти от жизни. Тяжелый душевный кризис, пережитый в Казани, кончается неудачной попыткой самоубий ства, а мучительные раздумья о смысле бытия (см. очерк „О вреде философии“) разрешаются в Н.-Новгорода нервным заболеванием. Но переболев неизбежной „душевной корью“, Горький на всю жизнь остался под чарами одного из тех „соблазнов разума“, от которых, как от „преждевре менных и неверных выводов“ остерегал его еще в молодости убежденный народо- поклонник Я. Ромась. Это соблазн „мечты о возможности легкой жизни по законам личной воли“. Горький отмечает, что „странной душе" тех людей, которые прошли мимо него и о которых он рас сказал в своих романтических очерках о босяках,—„дорого все, что возбуждает именно такую мечту“. Но вот, он встре чается, уже в годы после октября 1917 г., со старым знакомым—рабочим, казалось бы чуждым анархических идей о своево лии, и заносит такие его рассуждения: „Вся интеллигенция бунтует для утопии. Рабочий восстает для революции. Ему нужно добиться правильного распределе ния орудий и продуктов труда. Захватив впасть окончательно,—думаете согласится он на государства? Ни за что! Все разой дутся и, каждый, за свой страх устроит себе спокойный уголок. Техника, гово рите? Так она еще туже затягивает петлю на шее нашей, еще крепче вяжет нас. Нет, надо освободиться от лишнего тру да. Человек покоя хочет. Нет, много лишнего у нас и все это—от интеллиген ции, потому я и говорю: „интеллигенция —вредная категория“. Я после бесепы с ним Горький „не вольно“ подумал: „Я, что, если действи тельно миллионы русских людей только потому терпят тягостные муки революции, что лелеют в глубине души надежду ос вободиться от труда. Минимум труда— максимум наслаждения. Это очень заман чиво и увлекает, как все неосуществимое, как всякая утопия". И если внимательно проследить за наиболее отметными моментами сложной идеологической эволюции Горького, то нельзя не заметить, что соблазнительные речи об освобождении от труда и о ре волюции, которую терпят якобы только потому, что лелеют в глубине души на дежду устроить жизнь по формуле «мини мум труда—максимум наслаждения», эти „заманчивые“ речи не встречают в Горь ком страстного противника, напротив:— где то в глубине сознания он готов с ними согласиться и, увлеченный, пове рить этой социально-вредной, ложной утопии... В чисто художественном отноше нии „Мои Университеты“ также чрезвы чайно важны для оценки Горького. В этой книге четко и законченно запечат лены наиболее типичные приемы Горь кого. Не только тематика, но и все внеш нее оформление его мастерства нашли здесь свое полное выражение. В книге „Воспоминания“ собраны очерки о Каронине—Петропавловском, Чехове, Льве Толстом, Коцюбинском и Леониде Яндрееве. В свое время все они появля лись в разных сборниках и журналах, а воспоминания о Толстом были дважды изданы отдельно. Собранные в одной книге они пред ставляют значительный интерес, являя очень отчетливо манеру Горького—мему ариста. Особая ценность этих очерков, в том, что Горький свое личное отношение к каждому из тех людей, о которых он вспоминает, умеет выпукло оттенять и их индивидуальные особенности, показывая их такими, какими они были на самом деле. Он никогда не остается статичным в своих мемуарах, динамичный, он всегда показывает об'екты своих припоминаний в действии, при чем участником действия становится он сам. Вспоминая о Толстом, он как бы продолжает вести с ним те беседы, которые заставляли его то вос хищаться Львом Николаевичем, то стра стно его оспаривать. Рассказывая о Чехо ве, он вскрывает в нем ту активность, то действенное, волевое, начало, которое не замечалось другими „воспоминателями“, а с Леонидом Андреевым, с которым у него и при жизни, несмотря на всю глу бину дружественной с ним связи, было так много расхождений и разногласий,—с Андреевым Горький и теперь продолжает старый неоконченный диспут. Самое значительное в книге воспоми наний, это конечно очерк о Толстом. Тем замечательны воспоминания Горь кого, что они показывают живого Тол стого и при том такого, каким этот „бого подобный“, по определению Горького, человек прошел перед его зоркими, пыт ливыми и умными глазами, глазами заме чательного художника, создавшего совер шенно исключительный по яркости облик Толстого—облик, в котором „удивитель ные, исполненные творческой силы руки Толстого“, „мохнатые его уста“ и пальцы, „всегда будто лепившие что-то в воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2