Сибирские огни, 1924, № 2

своем поражении видит поражение своих богов или отступничество их от страны. В старом эпосе религиозный элемент играл меньшую роль и не имел решающего значения для успехов героя. О Вступление в политическую жизнь народа, если можно так выразиться, с падением абсолютной власти князя внесло также рас­ крепощение женщины, которая в новом эпосе, верно не всегда и в недостаточной степени, выступает самостоятельно, но все же поль­ зуется относительной свободой. Кроме этого прекращение между- усобных войн и эксплоатация русскими загнанных, забитых туземцев, превратила их не в воинов, а в терпеливых, простодушных дикарей Петрушек, Карпушек и Ванюшек. Грубые черты характера воина стерлись, и постепенно туземец проникся новыми чувствами и на­ строениями, почему новый эпос уже говорит о любви к женщине, природе, ко всем туземцам обездоленным и обнищавшим и отличает­ ся большей мягкостью и человечностью взглядов, чем старый воин­ ствующий и разрушающий. ]) Исторические этапы великой борьбы русских с туземцами за Сибирь нашли свое отражение в новом эпосе. Описываемые события в деталях: осада острожка, поход, вооружение передаются почти всегда верно и точно, что же касается исторических, хронологических дат, порядка и пр., то таковые не совпадают с истинными, причем одни исторические факты смешиваются с другими. к) Новый эпос создал новый тип героя, который утратил многие исторические черты богатыря старого эпоса, а именно: у него не всегда бывает кольчуга *), нет меча, шелкового платка; герой не называется стриженый лоб и пр. Сила богатыря рисуется в старом эпосе гиперболически, например: стрела богатыря пробивает насквозь кедр, валы от его лодки опрокидывают лодки врагов, он может вот­ кнуть в сухую землю все весло и пр. В новом эпосе герой менее действует физической силой и больше через хитрость, талисманы и помощь духов и пр. Внимательный читатель безусловно найдет еще много отличи­ тельных новых черт послерусского туземного эпоса, который в настоящее время почти не изучен. **) Через изучение нового эпоса можно судить о той эволюции, которую пережил за русское влады­ чество туземец, можно разгадать волнующие его вопросы и узнать, что он ждет от своего будущего. Не хочется верить, что для сибирс­ ких туземцев настанет тот день, когда оправдаются слова печальной самоедской сказки, когда солнечный восход встретит один слабосиль­ ный, больной самоед и загнанный железным стариком погибнет от голода, холода и болезней на берегу Студеного моря у края земли. Мих. Плотников. *) Ваза получает кольчугу от Торыма, но полученная кольчуга скорее имеет символическое значение, чем военное—богатырское. **) В 1920 г. в с. Дудинском (Енисейский север) один житель этого села мне рас­ сказывал, что у долган существует героическая поэма, которая поется подряд три дня. Содержание поэмы он не знал. Слова Б. подтвердил также бывший в Дудин­ ском Н. Ауэрбах, которому обещал прислать текст былины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2