Сибирские огни, 1924, № 2
своем поражении видит поражение своих богов или отступничество их от страны. В старом эпосе религиозный элемент играл меньшую роль и не имел решающего значения для успехов героя. О Вступление в политическую жизнь народа, если можно так выразиться, с падением абсолютной власти князя внесло также рас крепощение женщины, которая в новом эпосе, верно не всегда и в недостаточной степени, выступает самостоятельно, но все же поль зуется относительной свободой. Кроме этого прекращение между- усобных войн и эксплоатация русскими загнанных, забитых туземцев, превратила их не в воинов, а в терпеливых, простодушных дикарей Петрушек, Карпушек и Ванюшек. Грубые черты характера воина стерлись, и постепенно туземец проникся новыми чувствами и на строениями, почему новый эпос уже говорит о любви к женщине, природе, ко всем туземцам обездоленным и обнищавшим и отличает ся большей мягкостью и человечностью взглядов, чем старый воин ствующий и разрушающий. ]) Исторические этапы великой борьбы русских с туземцами за Сибирь нашли свое отражение в новом эпосе. Описываемые события в деталях: осада острожка, поход, вооружение передаются почти всегда верно и точно, что же касается исторических, хронологических дат, порядка и пр., то таковые не совпадают с истинными, причем одни исторические факты смешиваются с другими. к) Новый эпос создал новый тип героя, который утратил многие исторические черты богатыря старого эпоса, а именно: у него не всегда бывает кольчуга *), нет меча, шелкового платка; герой не называется стриженый лоб и пр. Сила богатыря рисуется в старом эпосе гиперболически, например: стрела богатыря пробивает насквозь кедр, валы от его лодки опрокидывают лодки врагов, он может вот кнуть в сухую землю все весло и пр. В новом эпосе герой менее действует физической силой и больше через хитрость, талисманы и помощь духов и пр. Внимательный читатель безусловно найдет еще много отличи тельных новых черт послерусского туземного эпоса, который в настоящее время почти не изучен. **) Через изучение нового эпоса можно судить о той эволюции, которую пережил за русское влады чество туземец, можно разгадать волнующие его вопросы и узнать, что он ждет от своего будущего. Не хочется верить, что для сибирс ких туземцев настанет тот день, когда оправдаются слова печальной самоедской сказки, когда солнечный восход встретит один слабосиль ный, больной самоед и загнанный железным стариком погибнет от голода, холода и болезней на берегу Студеного моря у края земли. Мих. Плотников. *) Ваза получает кольчугу от Торыма, но полученная кольчуга скорее имеет символическое значение, чем военное—богатырское. **) В 1920 г. в с. Дудинском (Енисейский север) один житель этого села мне рас сказывал, что у долган существует героическая поэма, которая поется подряд три дня. Содержание поэмы он не знал. Слова Б. подтвердил также бывший в Дудин ском Н. Ауэрбах, которому обещал прислать текст былины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2