Сибирские огни, 1924, № 2

2. Новый или послерусский эпос, создавая новые или заимствуя темы, отдельные места, эпизоды и пр., отличается от древнего, что об'ясняется целым рядом причин и следствий, вытекаюших из поко­ рения и владычества русскими Сибирью. a) В новом эпосе на сцену выступает народ, когда в старом эпосе он играл жалкую роль инертной массы. Главенство народа об'ясняется обеднением и уничтожением князей, разрушением инород­ ческих городков и пр. в) В новом эпосе решающее значение приобретает совет стар­ цев, а также шаманы, когда в старом эпосе мнение старцев для князя было не обязательным, а шаманы не были идейными руководителями народа в борьбе с врагами. с) В новом эпосе (применительно к саге о Вазе и послерусской части самоедской саги об Итьте) причиной совершения богатырских подвигов являются не внутренние междуусобные войны или приобре­ тение жены, как это имеет место в старом эпосе, а высокая ц ел ь - освобождение народа от чужестранного владычества. (1) С покорением русскими Сибири шло и обеднение тузем­ цев, почему в новом эпосе не говорится о богатстве и редко упоми­ наются предметы роскоши: шелк, бисер, золото, сукно и пр. е) Новый эпос редко упоминает о кольчугах, мечах богатырей, т. к. последние, с одной стороны, потеряли решающее значение для борьбы с русскими, которые были лучше вооружены, а, с другой сто­ роны, в связи с запрещением ввоза железа вплоть до 1597 года и с прекращением торговли сибирских инородцев с волжскими народами, вышли из употребления. Обработка металлов у вогулов и остяков, повидимому, прекратилась до прихода русских, хотя в 1604 г. русски­ ми была встречена обработка железной руды у кузнецких инород­ цев и в 1618 г. имеется указание, что енисейские остяки, жившие около нынешнего г. Енисейска, знали рудное дело. 1) С покорением Сибири установились мирные отношения между отдельными племенами инородцев, в виду чего получилось большее общение между ними. Благодаря мирному, нередко союзническому общению, эпические и др. произведения нашли широкое распростра­ нение. Они заимствовались, переделывались, перерабатывались и ста­ новились как бы собственными. Шло также позаимствование отдель­ ных слов, фраз, стихов и пр. В старом эпосе произведения стоят более обособленно и сохранили наибольшую чистоту языка*). Весьма возможно, в эту же пору вместе с новым эпосом распространялся и старый, как напр. песнь об Итьте. §) Религиозный элемент: борьба богов в новом эпосе приобре­ тает главенствующее значение; вместе с героем освободителем ведут борьбу и духи и даже сам Торым, имя которого в старом эпосе упо­ минается чрезвычайно редко. b ) Малокультурный народ, отчаявшийся собственными силами свергнуть иго завоевателей, обращается за помощью к богам, т. к в *) Кастрен большое количество наречий производит от слияния различных ту­ земный языков. В остяцком яшке он нашел примесь русского, татарского и самоедского, в нижнеостяцктм-самоедском поднаречии он заметил много слов, взятых с остяцкого, а в верхне-остяцко самоедском поднаречии —влияние татар­ ского; хантайское и карасинское поднаречия, по его мнению, примыкают к тав- Пянскому наречию и напоминают близкое соседство юраков и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2