Сибирские огни, 1924, № 2
Затем Ваза замечает, что за совершенные подвиги он получил божеское звание и'перед Тормом стоит Не как выходец из маа (земли), Не безумец и невежа, Я как бог, тебе (Торыму) подвластный. Далее Ваза излагает свою просьбу: Два начала в нашей маа-- начинает он: Это волки и олени... Белый ир на ветке хрупкой, Черный ир на пне гниющем. Развивая идею двух начал: добра и зла, сравнивая их с днем и ночью, Торымом и Мейком, волками и оленями, Ваза начинает рас сказ о сибирских туземцах. Ваза в своей просьбе просит не за од них родственных ему вогулов, но и об остяках, самоедах и др. народах. Там в тайге по мутной Яс-я (Оби), По большим рекам и малым, По озерам и протокам, Среди соров, на увалах До реки Кегкена-ес-я (Енисея) Все живут твои народы И зовут тебя, Великий, Мы вогулы—Торм и Торым, Остяки—Торым и Нума, Самоеды с рек Ялмала Именуют тебя Нумом. Далее Ваза говорит: Слушай дальше, бог великий! Это голос всех народов, Всех народов позабытых, и от лица позабытых народов Ваза рассказывает грустную по весть, что пришли чужие люди, что с помощью железа и хитростей покорили эти народы и наложили на них дань и умертвили биков, т. е. князей. Князь по-вогульски—атер, отер, слово же бик татарское, как и „хон“ (царь—от татарского слова „хан"), иногда употребляемое в былинах и героических сказаниях. Ваза рассказывает, что сибирские туземцы молились злым и добрым духам прежде, чем обратиться к Торыму, но помощи не было, и тем временем русские занимали их земли, строили деревни, рубили леса, выжигали лес для пашен и пу скали по рекам пароходы. (По валам большая лодка с воем диким пробегает). Русс пришел с огнем пушканов— характеризует приход русских Ваза. Топором и зельем смерти (порох) Он пришел с попом пронырой. Русс—бояр сжигал паулы, Поп крестил водой вогулов Русс был вор, он крал железом, Поп—крестом и сладкой речью. Затем Ваза перечисляет несчастия, принесенные русскими: они научили вогулов есть хлеб, пить водку, принесли болезни и пр. Закан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2