Сибирские огни, 1924, № 2

Тверждает то, что березовские вогулы и остяки могли легко позаим­ ствовать одно из действующих лиц самоедского эпоса. Мне пришлось также слышать на р. Сосьве аналогичный рассказ, упоминаемый и в саге об Итьте, а именно: шаман (Пюнегуссе) проглатывает вместе с юртой Итьте и воспитавшую его старуху. Итьте разрезает ножем жи­ вот великана, освобождается и убивает его. В слышанном мною рас­ сказе на с. Сосьве не фигурировал Итьте и воспитавшая его старуха, а рассказывалось о трех остяках, проглоченных великаном, но схема рассказа и способ освобождения были тождественны с эпизодом из саги об Итьте. Этот же эпизод записал и опубликовал Н. П. Григоровский в книге „Взбука его ссогой гулани“ (Казань 1879 г., ст. 30—33). Пенегезе, узнав, что Ваза имеет тамгу Торыма и может ему раз­ резать живот, если он его проглотит, не посмел тронуть героя, и по­ следний продолжает свой путь. После Пенегезе Ваза встречается с чаровницей-колдуньей Логорь, которая его привораживает. Ваза це­ лый день гостит у колдуньи. После всех этих странствований, наконец, Ваза предстает пред лицом самого Торыма. (Торма) Белый ир подвесил Ваза Пред лицом отца Торыма. Ир—жертва, приношение в виде лоскута материи. Ир‘ы бывают белые и черные. Обычно, как мы указывали, ир‘ы—тряпки (черные или белые), которые развешиваются на сучьях священных деревьев или шестах. Тряпки (ир‘ы) могут быть и других цветов, и приносящий их должен только помнить и иметь внутреннее желание принести бе­ лый или черный ир. Например, подвешивая желтую тряпку, прино­ сящий говорит или думает: „Вот такой-то (черный или белый) ир приношу тебе“. Торым, как бог, ведущий беседу и отдающий приказания через подвластных ему духов и богов, думает при встрече с Вазой говорить через посредников, как со смертным, но Ваза замечает, что он до­ стиг божеского достоинства и может говорить с Торымом без посред­ ников. Торым обижается на замечание Вазы и в свою очередь заме­ чает, что Белый ир не нужен Торму,— Это милость для вогула, Он не требует подачек, И ты знающий законы, Разве этого не знаешь? Тори, владыка всей вселенной, Стдал жертвы своим слугам. Убери свой ир, невежа, Уходи, безумец дерзкий. Тори разгневан высокомерием Вазы, и так как Торму, за исклю­ чением белого ир‘а, не приносят никаких жертв, он думает поймать Вазу на незнании религиозных обычаев. Ваза с прежним достоин­ ством отвечает Торму-' Я законы знаю твердо... Только белый ир оставил Тори себе, другие чертвы Отдал слугам и шаманам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2