Сибирские огни, 1924, № 2
Чьи-то СТОНЫ, ЧЬИ-ТО ВЗДОХИ. И ему порой казалось, Что позади кто-то мчится Также быстро на оленях. В царстве Мертвых Ваза встречается с древним богатырем Яный Келб (Большая Кровь). Яный Келб рассказывает ему о приходе русских в вогульскую землю: Когда русские дружины, Словно вешние потоки С гор спустилися нежданно— начинает свое повествование Яный Келб и далее ведет более под робный рассказ. Он рассказывает, что русскими предводительствовал старик железный (воин в броне), вместе со стариком-предводителем шел старик монах, который проповедывал нового бога. Неудачи во гулов Яный Келб приписывает измене Старый волк с монахом тощим Одолели наше войско. Яный Келб, нарисовав картину похода, перечисляет те насилия и жестокости, которые творили русские после победы: Они взяли нашу землю, Наши реки и угодья, Обложили наши дымы Непомерной, тяжкой данью, Взяли жен, а мы рабами Служить стали им покорно. С приходом русских Прилетела смерть немая, Посылая нам болезни, На оленей мор зверинный. Эти слова Яный-Келб‘а—слова всех сибирских инородцев. Каж дый инородец, жалуясь на свою тяжелую участь, говорит об отобра нии земли, угодий, о тяжести ясака, собираемого не так давно весь ма несправедливо, если не сказать более. Не удивительно, что в цар ствование Федора Иоановича Сибирь давала 1/3 всех государственных доходов, а на лихоимство сибирских воевод уже обращено внимание в 1601 г. В царском указе данном Пелымскому воеводе Траханиотову в 1601 г. указывается, чтобы служилые люди „корысти себе ни в чем не чинили“, но указ, конечно, остался мертвой бумагой, а положе ние инородца осталось прежним. Известно, что первое время подуш ное количество ясака было не определено и воеводы брали ясак по своему усмотрению. В 1601 г. указано было собирать ясак с инород цев по 10 соболей с женатого и 5 соболей с холостого, позднее ко личество было уменьшено, но бралось не всегда одинаково, так, напри мер, в некоторых округах бралось с холостого 6 соболей, а с жена того семь. Главное зло были „поминки“, т. е. подарки царю, воеводам и пр. До каких размеров достигали вымогательства, можно судить по одному тому, что в 1753 г. сборщики ясака с самоедов „для поклона“ брали: по 10 белок и 2 горностаев с человека: нарымские воеводы в XVII ст. брали в свою пользу по 10 соболей и 500 рыб с каждой волости. Взимался также ясак и с умерших, несовершеннолетних и нетрудоспособных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2