Сибирские огни, 1924, № 2

то он заунывно затянет обо всем им виденном, приблизительно, в та­ ких выражениях: „Еду я по густому лесу, снег глубокий лежит и как мехом одел стариков кедров; они стоят в меху из зелени и меха, по- веткам прыгает белка, и нарта переехала глубокий след старого со­ хатого, он пошел на болота“ и т.д. Бываюти другого характера им­ провизации, например на подобие такой: „Еду я в село Обдорское на ярмарку, продам купцу всю рухлядь, купец подаст мне стаканчик водки, я выпью, захочу еще другой. Хозяин (купец) подаст мне вто­ рой и третий. Буду пить и гулять, напьюсь совсем пьяный и веселый и свалюсь, как глухарь, наевшийся березовой мочки (почек), в глубо­ кий снег". Второе место, заслуживающее пояснения-заявление медведя. Медведь, догоняя Вазу, кричит ему: Стой, воришка... Знаю я твои проделки Не успел ты этой ночью С перепугу ложь промолвить: „Не украл я ойки тамгу— В том виновны мои руки‘\ Знаю я, когда моих вы братьев Бьете стрелами и пулей, Я потом клянетесь лживо, Тонды-веж надев на рыло, Мойбер-якты-пост на руки, Притащив трепья и, .,пори“ Вы кричите: „Кара-юйия‘‘, Я потом гуляете неделю. Верно - ложь я вашу знаю Пишь один из шубных старцев, Потому, что первородный, Я другие мои братья Платят вам пушистой шкурой Мойбер-сангт дают в придачу. Мы более подробно остановимся на об'яснении этого места, так как в нем говорится о медвежьем празднике и о поклонении мед­ ведю. Как уже говорилось, Медведь —тотем. Почитание медведя рас­ пространено не только среди туземцев севера Дзии и Европы, но и С. Америки, и обычай этот ведет свое начало из весьма глубокой древности. Удачная охота на медведя у вогулов, остяков (особенно Казымских) связана с церемонией, известной в этнографической лите­ ратуре под названием „медвежьего праздника“. Почитание медведя особенно распространено среди березовских, сосвенских вогулов и ка­ зымских остяков, сохранивших свои языческие верования в наиболь­ шей чистоте. Убитый охотником медведь везется на нарте в селение (пауль), его прибытие встречается криками и шумом всего населения пауля. Женщины бросают в медведя снегом, травой, если охота бы­ ла летом, шишками, землей и особенно усердно кричат при этом. За­ тем медведь обдирается, от шкуры отрезаются голова и ногти и за­ носятся в юрту. Посланный оповещает весь пауль, иногда и ближай­ шие юрты. Желающие являются на праздник и приносят с собою „по­ ри", т. е. жертвенные подарки, состоящие из цветных лоскутьев, ко­ лец, медных цепочек и др. мелочи, которые навешиваются на голову или складываются около нее. Когда гости собрались, начинается пер­ вый акт праздника—отречение. Охотник, убивший медведя, иногда ря­ дом с шаманом, становится лицом к голове медведя и произносит от-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2