Сибирские огни, 1924, № 2

Захватив тамгу Торыма— Знак свободного прохода В царстве Мирры-Суснахума, И женившись здесь на Мюсснэ он обращается в теперешнего медведя и забывает путь обратный „в царство дальнее Торыма“. Превращение в теперешнее состояние Мед­ ведя требует некоторых пояснений. Видимо Торым (он же Мирр-Сус- нахум), отправляя медведя на землю разбирать „дела людские“ дал ему „тамгу“, т. е. вещественный знак на право суда и возвращения обратно в его царство. Как далее повествует сага, „тамга Мирр-Сус- нахума" была деревянной палкой с особыми знаками на подобие, так называемых остяцких „вош-анкет“, служивших для привязи оленей и, как мне удалось выяснить, имевших значение таблички владельца пе­ ред его домом. Медведь, лишенный рассудка, уходит с гор, женится на Мюсснэ, т. е. „деве-духе“ (вроде русской русалки). Вогулы, обыч­ но, сами себя называют „маньси“ (человек), слово же вогул (логул) как замечено уже выше, зырянского происхождения и означает: пре­ зренный, ненавистный, вражеский. Маньси в переводе значит малый род (мань—малый; си—род). В свою очередь маньси разделяются на два поколения: мось-си (мось-хум) и пор-си (пор-хум). Поколение пор-си (пор-хум) произошло от сожительства Медведя с „Мюсснэ", ввиду че­ го медведь как бы приходится родственником вогулам. Пусть герой не устрашится, Пусть он хитростью иль силой Ночью темной, когда чутко Дремлют сторожкие амба, Он похитит знак Торыма, Тамгу Мирры-Суснахума, Чтоб проникнуть в его царство. так заканчивается вторая песня Куксы. На следующую ночь шаман Кукса поет свою третью и последнюю песню. Если первая песнь ша­ мана была посвящена злому богу Мейку, вторая—медведю, то третья птице Таукси, таинственной птице—Таукси в образе золотого лебедя*). Культ птиц среди сибирских инородцев, в том числе среди вогулов, сохра­ нился до настоящего времени. Почитаются священными, т. е. „ёмы“ чернозобая гагара (Со1упслз асНсиэ Т) орлан, кулик—сорока (Наеша- 1ориз осДсЛедиз 2), лебедь и др. Старовогульские предания рассказы­ вают о священной птице-лебеде, которая, как и Рача, была отлита из золота. Некоторое сходство с золотым лебедем имеет и таинственная птица Таукси. Сага о Вазе рассказывает, что на Черном Яру на Оби (Яс-я) стояло капище птицы Таукси. Каждую весну сюда с'езжались на моление поклонники птицы с богатыми жертвоприношениями и да­ рами. При птице находился шаман, который Принимал дары смиренно и открывал поклонникам их будущее, которое ...он ясно видел взором В темном оке царства теней. *) Вблизи селения Троицкого (Березовского округа) в глухом урмане, как говорят, долгое время сохранялся идол в форме гуся из металла. Этот идол поль­ зовался громадной славой не только у инородцев Томской и Тобольской губ. но и Туруханского края („Россия“ Зап. Сиб. т. XVI, изд. Девермана).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2