Сибирские огни, 1924, № 2
Захватив тамгу Торыма— Знак свободного прохода В царстве Мирры-Суснахума, И женившись здесь на Мюсснэ он обращается в теперешнего медведя и забывает путь обратный „в царство дальнее Торыма“. Превращение в теперешнее состояние Мед ведя требует некоторых пояснений. Видимо Торым (он же Мирр-Сус- нахум), отправляя медведя на землю разбирать „дела людские“ дал ему „тамгу“, т. е. вещественный знак на право суда и возвращения обратно в его царство. Как далее повествует сага, „тамга Мирр-Сус- нахума" была деревянной палкой с особыми знаками на подобие, так называемых остяцких „вош-анкет“, служивших для привязи оленей и, как мне удалось выяснить, имевших значение таблички владельца пе ред его домом. Медведь, лишенный рассудка, уходит с гор, женится на Мюсснэ, т. е. „деве-духе“ (вроде русской русалки). Вогулы, обыч но, сами себя называют „маньси“ (человек), слово же вогул (логул) как замечено уже выше, зырянского происхождения и означает: пре зренный, ненавистный, вражеский. Маньси в переводе значит малый род (мань—малый; си—род). В свою очередь маньси разделяются на два поколения: мось-си (мось-хум) и пор-си (пор-хум). Поколение пор-си (пор-хум) произошло от сожительства Медведя с „Мюсснэ", ввиду че го медведь как бы приходится родственником вогулам. Пусть герой не устрашится, Пусть он хитростью иль силой Ночью темной, когда чутко Дремлют сторожкие амба, Он похитит знак Торыма, Тамгу Мирры-Суснахума, Чтоб проникнуть в его царство. так заканчивается вторая песня Куксы. На следующую ночь шаман Кукса поет свою третью и последнюю песню. Если первая песнь ша мана была посвящена злому богу Мейку, вторая—медведю, то третья птице Таукси, таинственной птице—Таукси в образе золотого лебедя*). Культ птиц среди сибирских инородцев, в том числе среди вогулов, сохра нился до настоящего времени. Почитаются священными, т. е. „ёмы“ чернозобая гагара (Со1упслз асНсиэ Т) орлан, кулик—сорока (Наеша- 1ориз осДсЛедиз 2), лебедь и др. Старовогульские предания рассказы вают о священной птице-лебеде, которая, как и Рача, была отлита из золота. Некоторое сходство с золотым лебедем имеет и таинственная птица Таукси. Сага о Вазе рассказывает, что на Черном Яру на Оби (Яс-я) стояло капище птицы Таукси. Каждую весну сюда с'езжались на моление поклонники птицы с богатыми жертвоприношениями и да рами. При птице находился шаман, который Принимал дары смиренно и открывал поклонникам их будущее, которое ...он ясно видел взором В темном оке царства теней. *) Вблизи селения Троицкого (Березовского округа) в глухом урмане, как говорят, долгое время сохранялся идол в форме гуся из металла. Этот идол поль зовался громадной славой не только у инородцев Томской и Тобольской губ. но и Туруханского края („Россия“ Зап. Сиб. т. XVI, изд. Девермана).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2