Сибирские огни, 1924, № 2
^тот подвиг будет первым шагом „к спасению маньси“. Далее герой, только выполнив первый подвиг, может браться за следующий. На похищенной нарте и золоторогих оленях он должен ...мчаться в царство Ойки Старика отца Медведя К большим горам все на север. Первая песня шамана Куксы заканчивается приглашением ра зойтись: Спать пора,—промолвил Кукса. Слышу голос,—вам не слышный Вижу духа на тропинке. Он идет подслушать песню, Он расскажет вору Мейку. Шаман впадает в галлюцинацию. Он Побледнел и весь затрясся ...и... протяжно Прокричал: „Я вижу духа.“ Вторую песню он, повидимому, поет на другой день. В саге го- , ворится: „Мудрый шаман открыл глаза, открыл хриплый от сна рот и с‘ев трижды семь „попч,“ т. е. 21 мухомор запел“. Обычно певцы перед сказанием (пением) былины для возбуждения едят мухоморы. Есть мухоморы—способ опьянения старый, в настоящее время обыч но пьют русскую водку (вино, винку). Певец по обычаю ест 7, 14, 21 гриб, т. е. число, кратное 7, как мне об'яснили, для восстановления памяти. Цифра семь у вогулов является цифрой, имеющей особое таинственное значение и силу, как, например, в русском эпосе—ци фра три. Вторая песня рассказывает о появлении медведя на земле. Мед ведь -тотем, т. е. обожествленное животное. Он младший брат по не которым сказаниям —Торыма, по другим очень близкий его родствен ник, его зовут: <;,ойка-старец,“ „мой-бер,“ „лесной старик,“ „дедушка“ или просто „он“. Культ медведя—культ, свойственный почти всем си бирским инородцам, в том числе и вогулам. В саге о Вазе, как раз в пересказываемой второй г.есне шамана Куксы, говорится, что мед ведь был послан Торымом „наказывать людей нечестных, рассужать вогулов споры и менять зиму на лето“ (намек на зимнюю спячку мед ведей). Первый медведь, как указывают все вогульские и остяцкие сказания, явился На горах больших на запад, На утесе, в темных кедрах Чум поставил шубный старец, И туда к нему ходили » Недовольные судьбою, Иль обиженные сильным. Он судил дела по чести, Предавал виновных смерти, Ободрял невинных лаской. Административно-судебная деятельность медведя продолжалась сравнительно долго; медведь оказался хорошим судьей и ...не разу сердце ойки Не скривилось к лжи коварной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2