Сибирские огни, 1924, № 2

В то время, когда вогулы сражались, их шаманы: ворожили, Звали духов на подмогу. Новый эпос, видимо, запомнил только два рода оружия: стрелы (томар), лук и копья (сунг), т. е. обычное вооружение простых вои­ нов. Что-же касается кольчуг (интыптауль), мечей (нар), топоров (соарб), то новый эпос их употребляет редко. С изменением способа войны, когда богатырь, одетый в „одежду многих земель“, „в одежду, делающую его тело густым“ (непрозрачным), как фигурно именуется в некоторых старых эпических былинах кольчуга, решал участь битвы и нередко достаточно было убить богатыря, войско бежало или сда­ валось. Теперь, т. е. в борьбе с русскими, единоборство, личная храб­ рость князя и его обояние не играли особенной роли. Навстречу шло войско, во много раз лучше вооруженное, имеющее огнестрельное оружие, кольчуги, мечи и пр. Поход Брязги по тогдашним представлениям остяков и вогулов был безусловно походом 50 богатырей в кольчугах, которые имелись только у богатых туземных князей и представителей, поэтому станет понятным сравнительно легкое покорение Брязгой обширного и густо населенного туземного края. Обычно в первых боях пере­ вес над русскими брался или счастливой случайностью или, почти всегда, численным превосходством, где масса, а не одиночки князья, играла решающую роль. Шаг за шагом отступали Русских хитрые дружины. Поэт Кукса, и вогулы .уже решили, что близка победа. Но все дело испортил шаман, подкупленный за сукно, ружье и др. вещи. Шаман вынул чудесные очи бога Мейка, которые, видимо, и послу­ жили предметом обмена. В тех очах зеленых днями, Как тайга в своем наряде,— Отражалась радость жизни. Радость светлого рожденья... В тех очах багрово-красных, Когда солнце уходило В край далекий, край заморский И ночная тьма спускалась,— Отражались смерть и горе, Блеск кровавого заката Дня ушедшего навеки. По всей вероятности, один из эпизодов великой борьбы ино‘ родцев с русскими нашел свое описание и об'яснение в этой части саги о Вазе. Глаза Мейка были сделаны из драгоценных, каких-то неизвестных камней, имеющих чудесное свойство принимать днем зеленый цвет, как тайга в своем наряде, и красный цвет „блеск кро­ вавого заката“—ночью. Изменение цвета от освещения между прочим свойственно драгоценному камню александриту (хризоберлл), найден­ ному на Среднем Урале, которому присущ помянутый в саге дихроизм... Возможно, вогулы подметили свойство дихроизма алексан­ дрита, знакомого им давно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2