Сибирские огни, 1924, № 2

мана друга народа, который в борьбе с русскими и Христианством шел впереди скопищ и первый давал сигнал к нападению. Первая песня шамана Куксы (всего их три) начинается рассказом о злом божестве Мейке, демоне вогульского Олимпа. Кто не знает ойка-Мейка, Кто не слышал, как он плаче!, Плачет тихо, плачет громко. По тайге скитаясь тайно. И охотников уводит От тропинок проторенных В лес дремучий иль болото, Где гагары гнезда свили, Где горят огни в тумане — Там их губит он навеки Далее шаман рассказывает, что злой Мейк часто птицею огромной Прилетает к дыму чумов, Посылает смерть и горе; И напрасно наши амбы Скачут, бегают проворно, Как-бы зверя нагоняя. Амба —собака, хранитель оленей, но вместе с тем и хранитель входа чумов от злых духов. В старые времена собака была жертвен­ ным животным. С. Патканов приводит следующие слова самоеда Сое Турума, обращенные к остяцким богатырям: „Что-же касается меня, то пусть многочисленные мужи самоедской земли принесут сюда пред­ назначенные мне чаши и туясья, пусть приведут в качестве кровавой жертвы хвостатых и шерстистых собак“. Старые вогульские князья были страстными охотниками и держали много охотничьих собак, сопровождавших их на охоте и войне. В настоящее время значение собаки, как и оленя, в вогульском хозяйстве велико. Вогулы считают собак животными, наделенными некоторыми сверхестественными спо­ собностями, как, наприм., способность видеть невидимых духов, отго­ нять приносимые злыми людьми или духами болезни и пр. Теперь вполне понятно, что собаки, увидевшие на небе в образе птицы — Мейка, бегают, скачут по земле и не могут его отогнать, а чем чаще прилетает на дым чумов Мейк, тем „больше падает <)леней“ Крепче спят вогулы ночью, Меньше дремлют сали-уй. Сали-уй—олений зверь—волк, один из свирепых врагов оленьих стгд. • Но в старые времена злой Мейк не был злым божеством страны. Сага рассказывает, что до прихода русских Мейк жил в капище, носил (был одет) златотканные одежды, ему служил мудрый шаман, который и сделался виновником несчастий вогульского народа. В год тяжелый, год несчастный Из-за гор, покрытых снегом, Словно вешние потоки Войско русских приближалось. Храбро выступили маньси ■Против ружей со стрелами, Против крепкого железа С деревянными шестами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2