Сибирские огни, 1924, № 2

Минута торжественная. Шаман хочет открыть тайну, и дух и гагара, священная птица вогулов, на непонятном языке говорят о важности про­ исходящего события. Эта песня и загадка,— Наконец промолвил Кукса,— Кто откроет смысл великий, Полный вещего значенья, Кто исполнит слово в слово Все слова загадки-песни, Тот спасет народ забытый, Тот укажет путь широкий, Как река весной в разливе. и за это отер (богатырь) в последний час прощальный ("смерти) Он без скорбей и состраданий Вознесется выше леса, сыше гор, покрытых снегом, В царство дальнее Торыма. Иначе говоря, богатырь за совершенные им подвиги станет святым и будет взят живым на небо*). Богатырей же взятых живыми, за подвиги, немного. В некоторых вариантах саги о Вазе, вместо Вазы упоми­ наются старые нахрачинские Виши-отер и Йаны-кеныт-анчах, иногда Кары-поспат-вуж. Награда попасть живым на небо для героя боль­ шая, но в саге нет обещаний на земную власть, а власть святого всегда бывает косвенной и ограниченной, так как во всякое время добрый дух или святой может встретить сильное противодействие злых духов и быть даже ими побежденным. Ночь закрыла тканью солнце, Тканью мягкою дрожащей, На которой месяц юный Вместе с золотом был выткан Серебром и красной медью. Ночь —опасное время для открывания тайн, и Кукса слушателей приглашает в юрту. В саге о Вазе выступает, как одно из главных действующих лиц —старец шаман. Историк Фишер, давая характеристику князя и народа, замечает, что „такой-то князек владел неполновластно, ибо народ имел столь-же великое право на него, как и он на народ, однако власть его в решении спорных дел была больше нежели дру­ гого“. Иначе говоря, роли князя и народа переменились. Князья теряли свой блеск; богатырские их подвиги меркли, но они продолжали в силу традиции оставаться во главе княжества, но только с той раз­ ницей: если ранее они мэгли, не считаясь с мнением народа начать войну, то теперь народ их поддерживал до тех пор, пока ему было выгодно, а если интересы князя и народа расходились, то народ вы­ носил свое решение, которое для князя было обязательно. При уста­ новлении такого порядка шаманы, совет старцев получал перевес над князем, и их имена вогульская устная словесность вписывает наряду с богатырями, и новый эпос высоко ценит шамана порицателя, ша­ *) Существует древняя легенда о Татибэ (шамане) Уриоре, который вознесся с оленями, нартой и женой на небо (ШренкТ, ст. 527, Кастрен 1, ст. 262).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2