Сибирские огни, 1924, № 2

„Не прелюбы сотвори“—для современных вогулов не сущест­ вует, хотя нарушение верности мужу, жене и обольстителю не про­ ходит даром, что же касается девушек, то связь ее с мужчиной до брака не ставится в вину, если у нее нет приданого в виде пары ребят. Вступив в брак женщина—пишет Л. Кориков*) всетаки не ли­ шается как и ранее (до замужества), чувств симпатии, антипатии, поэтому расторжение брака происходит довольно часто. Поэтому-то только вогулы так неохотно вступают в брак по обычаям христиан­ ской религии. Брачные узы слишком редко не нарушаются; сожи­ тельство тестя со снохою,- зятя со свояченицей и даже дяди с племян­ ницей не редкость. К такой безнравственности вогульский народ пришел не сразу, и это падение нравов, с одной стороны, если можно так выразиться, раскрепощало женщину, а с другой стороны—вырабатывало тип жен­ щины „пассивной протестантки“. Нужно помнить, что, как для рус­ ского крестьянина, так и для охотника и рыболова инородца, жена, главным образом,—рабочая сила, а поэтому выбор падает на более трудолюбивых женщин. В данное время широкое право гражданства получил у вогулов обычай красть жен; обычай безусловно полезный для вымирающего племени. Большинство обычаев сложилось не се­ годня, многие из них, может быть, стары, но старый богатырско-кня­ жеский эпос мало дает сведений о „земляных людях“, т. е. демокра­ тической массе вогульского племени. Сага о Вазе начинается рассказом о том, что шаман Кукса поет под аккомпанимент играющего на „гусе“ **) будущего героя Вазы импро­ визацию-песню, в которой говорится, что в земле вогульской все боль­ ше и больше вырастает вогульских могил: „Вы видали на полянах Позабытые могилы, Вы видали кости кхонна***) Кости белые оленей, На ковре зеленом тундры— Так вогулы умирают“ (*). заключает шаман и далее поет об оскудении лесов, рек и падении язычества. а „И Обской радетель Ойка, Царь всех рыб больших и малых Уж забыт и похоронен. Вы скажите, кто здесь помнит Про березовскую Рачу, Что с горы упала в воду И не далась в руки русских“. Шаман, хранитель языческих заветов, последний служитель богов, напоминает своим слушателям об исчезнувших богах вогульской ста­ *) Л. Кориков—Сосьвинские и Лчпинские вогулы Березовского округа. Тюмень, 1898 г. **) Гусь-лебедь, тарнобой (шангльтеп) музыкальный инструмент, под акком­ панимент которого обычно поются былины. На Конде, как уверяют вогулы, гусы появились с Оби, а потому носят название „Обской музыки“, „Обского лебедя“. ***) Кхонна—олень (верхотурское наречие). (*) „Янгал-Маа“ (Тундра), поэма Михаила Плотникова. „Сиб. Зап.“ 1918, кн. 4,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2