Сибирские огни, 1924, № 2
поэтому, помимо вооруженной борьбы, должна существовать борьба богов. Исторический элемент нового эпоса, в частности саги о Вазе, местами поразительно точен и верен. Также удачно схвачен тип и деяния первых миссионеров—попов. Кай-Доннер, говоря о своем путешествии по р. Кэти, отмечает, что чем глубже он проникал в тундру, тем многочисленнее оказыва лись саги об Итьте и тем ближе становилась связь их между собою. Сага о Вазе восстановлялась тем же путем, так как первичный текст саги, видимо, не сохранился или потонул в массе новых наслоений. Приходится отметить еще одну важную разницу нового эпоса в стли- чие от старого. Слово „любовь“ в старых былинах и героических сказаниях отсутствует, но в новых, а также в песнях более поздней шего происхождения, слово „любовь“ приобретает широкое распро странение и другой смысл. Обычно, старые былины говорят о выдаче замуж ((ашбет—танидем), где главную роль играет или сила оружия, или сила выкупа, с мнением же невесты совершенно не считаются. Старый эпос знает только женщину затворницу, княжну, сидящую в чуме своего отца в особом углу за занавеской. На улице она закры вает лицо платком от посторонних взглядов. Первое место в былинах играет красота, молодость и трудолюбие: искусство шить и рукодель ничать. Кроме этого, невесты старых былин имеют дорогие украше ния и наряды из бисера, разноцветного сукна, шелка, камки и пр. Вступление в брак князя с простой девицей из народа не допускается. За невесту требовался обязательно выкуп со стороны жениха, упла чиваемый родителям (калым, тан), при чем бесприданницы были не в почете. Малый выкуп, взятый родителями с жениха, обижал невесту. С покорением вогульских племен русскими шло и обнищание народа в целом. Сукно, шелк, бисер начинают реже фигурировать в нарядах богатырей и красавиц. Женщина затворница, богатая неве ста, княжна—с обнищанием князей и привилегированных лиц (сотруд ников князя, главных воинов и пр.), постепенно сравнивается с уров нем женщин из народа, которые и в старое время пользовались боль шой относительно свободой. Размеры калыма уменьшаются; отчасти под влиянием русских и христианства, заключение браков изменяется, кастовые обычаи умирают и в новом эпосе воспевается уже не княжна затворница, а просто красавица из народа, могущая отчасти участ вовать в выборе жениха. • Новая героиня (Ючо) в саге о Вазе почти свободна и отчасти являет собой тип революционирующей женщины*). По мнению вогулов, рассказывавших сагу, Ючо жила одна, т. е. не имела родителей или близких родственников, которые могли-бы ей советовгть выходить замуж и брать установленный калым. За от сутствием заинтересованных лиц она имеет право, по вогульским обы чаям, располагать сама собой, а поэтому она лично ведет переговоры с женихами. Кроме этого, из саги усматривается, что Ючо—девица простого происхождения и даже бедная („мне к лицу меха простые" и пр.). Современные вогулы в вопросах нравственности и морали— люди слишком свободны и терпимы. *) Зуев (Паласе) отмечает, что женщина не считается существом совершенно поганым, что видно из того, что она является действующим лицом в остяцкой и самоедской мифологии и эпосе. Это мнение подтверждают и др. исследователи, напр. д-р Финш, а также мои личные наблюдения на Оби и Енисее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2