Сибирские огни, 1924, № 2

сделается вож-ух (vosch-uh—главой княжества) и по примеру древ­ них князьков свой амбар наполнит сукном, шелком и др. ценностями; нет—он все, что не совершит—совершит из-за любви к своему род­ ному народу и в награду получит божеское достоинство, которое толь­ ко косвенно дает право на земную власть. „Не слышно-ли чего-нибудь о возвращении Итьте“—поется в самоедской поэме об Итьте. Самоедский мадур (герой) Итьте, как раз является для самоедского эпоса богатырем-освободителем *). После смерти людоеда Пенегуссе, с которым Итьте вел долгую и упорную борьбу, о которой, главным образом, и рассказывается в поэме, Итьте делается „обладателем мудрости семи богов и облада­ телем семи (всех) стран. Он правит народом, в его царстве—мир, тишина; леса наполнены дичью и зверями, реки—рыбой. Но идеал благополучного и счастливого царствования нарушает Кристос, кото­ рый к тому времени приходит со своими детьми русскими. Итьте, видя, что Кристос и русские приобретают все большую силу, власть и влия­ ние, удаляется из земли своего народа и говорит приятелю Кристоса: „Сегодня ваш день—завтра будет мой“. Самоедский народ, покоренный русскими, как и вогульский, пре­ вратил богатыря (madur'a) Итьте в своего избавителя—Мессию, „бо­ жественного принца Итьте, спящего принца, отдыхающего принца", который должен прийти и изгнать из Сибири чужестранцев. Таков идеал богатыря в части самоедского эпоса, созданный безусловно после прихода русских. Вогулы, как и самоеды, создали свой идеал богатыря в новой тернинг-эри (terning-eri—былина). Новый богатырь— избавитель вогульского ^народа: Ваза, Вача, Тагар-отер (Fagar-oter), Виши-отер (Vischi-oter), Ианы кеныт-анчых **) (Ianû-kenût ancúh), Карт- сали-уи ***) (Kart sali;uja) и др. Виши-отер и Йаны-кеныт-анчых—богатыри старого эпоса, в настоящее время они живут на небе, но, несмотря на это, могут спускаться на землю или перерождаться и превратиться вновь в людей. По представлению вогулов у каждого человека имеется душа и тело; душа после его смерти может перейти в тело ребенка, а тело, т. е. тень, отправляется в царство мертвых, подземное царство теней, где она живет там столько лет, сколько прожил на земле человек, и потом совершенно исчезает. Душа может и не переселяться в тело ребенка; она может витать на земле или же улететь на небо в цар­ ство Торыма (Нумы). Обычно на небо уходят души шаманов, князей, богатырей, воинов, охотников и пр. людей, отличавшихся чем либо угодным перед богами, а главное перед Торымом—еще при земной жизни. Последние два богатыря (прежние Нахрачинские богатыри, по остяцки Ai-urt—малый князь и Ene-urt—большой князь)—и до настоя­ щего времени на Конде считаются святыми. Карт-сали-уй или по—остяцки Kârt-jerva, vach-jerva (железный волк)—нарицательное имя князя-богатыря, предпринимавшего, глав­ ным образом, грабительские походы на соседей. Впоследствии при русских имя kart-jerva было присвоено князьям союзникам русских, которые в силу союза делали походы на непокорных туземных *) Кай-Доннер—Самоедский эпос (Выдержка из „Sournal de la Jociètè Firmo Ouqrienne“ пер. с английского В. М. Крутовского. **) Старик с большой шапкой. ***) Железный волк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2