Сибирские огни, 1924, № 2

так давно бодрый, воинственный, знавший рудное, кузнечное дело, хлебопашество, ведший торговлю, войны, вогульский народ опустил­ ся, утратил прежние знания и теснимый со всех сторон новыми при­ шельцами ушел в труднопроходимые дебри. Князья, их городки, вой­ ны с соседями, подвиги богатырей остались только в сказках, были­ нах и героических песнях до русского эпоса. До прихода русских вогульский народ в административно-терри­ ториальном управлении разбивался на несколько самостоятельных кня­ жеств, административным центром был укрепленный городок (вуж, vusch), главой княжества—князь (атер, отер—ater, oter). Нередко князья под своей властью об'единяли несколько городков-княжеств. Напр. Код- ский князь Лугуй правил б городками, князь Сумар управлял низовья­ ми Иртыша и частью Оби и пр. *). С течением времени, несмотря на благожелательное отношение русских к некоторым союзным вогуль­ ским князьям, туземные кня з ья нищали, городок или уничтожался русскими или за отсутствием междоусобных войн приходил в ветхость, так как был более не нужен и князь спускался до степени простого смертного „земляного человека“. Многие из князей были богатырями, а поэтому перебитые, с одной стороны, русскими в бесконечных боевых стычках, обнищавшие и спу­ стившиеся до степени своих подданных, князья не являли уже собой богатырей, и старый богатырский эпос туземцев идет на убыль. На смену князя-богатыря, в кольчуге (йунтыптауль—juntlüptaul^, разящего тяжелым богатырским мечем враждебных остяков или самоедов, при­ ходит новый богатырь и с его приходом тип „героя“, тип „отер'а“ ви­ доизменяется. Дорусский (старый) эпос вогулов обычно говорит о войнах с остяками и самоедами. Князь идет походом на соседнего князя и тре­ бует в жены его дочь. Видимо поэтому и войны в древних [былинах носили название „сватов с со стриженными головами" Реже причиной войн бывает отплата за вероломство или просто завоевание княже­ ства и свержение там сидящего князя. Народное Собрание и старцы, обычно созываемые князем перед походом, не могли вынести свое veto и отменить поход, и князь считался только со своим мнением. Задуманный поход князя, несмотря на несогласие Народного Собрания совершался и в данном случае созыв такого собрания был скорее обычаем, отчасти пиром и жертвоприношением, но не актом санкции народной воли. С угасанием княжеской власти, народ приобретает уже решающий голос, вместе с этим старые причины войны отпадают и герои-богатыри, „ходившие в семь стран света и получившие в каж­ дой по жене, народу не нужны“. Приход русских в сердцах и умах вогульского народа поставил одну цель—борьба за освобождение. Но проходят годы, вместо освобождения, власть русских усиливается, на­ дежды избавиться становится все меньше и меньше, и в глубинах во­ гульского народа выявляется новый тип богатыря-простолюдина, м. б. человека знатного рода, но не владетельного князя, который должен, совершив подвиги, избавить вогулов от русского владычества. Этот богатырь, герой должен будет совершить все подвиги, предназначен­ ные ему, не потому, что он. хочет власти, не потому, что он потом *) С. Патканов—тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героиче­ ским сказаниям. СПБ—1891 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2