Сибирские огни, 1924, № 2
так давно бодрый, воинственный, знавший рудное, кузнечное дело, хлебопашество, ведший торговлю, войны, вогульский народ опустил ся, утратил прежние знания и теснимый со всех сторон новыми при шельцами ушел в труднопроходимые дебри. Князья, их городки, вой ны с соседями, подвиги богатырей остались только в сказках, были нах и героических песнях до русского эпоса. До прихода русских вогульский народ в административно-терри ториальном управлении разбивался на несколько самостоятельных кня жеств, административным центром был укрепленный городок (вуж, vusch), главой княжества—князь (атер, отер—ater, oter). Нередко князья под своей властью об'единяли несколько городков-княжеств. Напр. Код- ский князь Лугуй правил б городками, князь Сумар управлял низовья ми Иртыша и частью Оби и пр. *). С течением времени, несмотря на благожелательное отношение русских к некоторым союзным вогуль ским князьям, туземные кня з ья нищали, городок или уничтожался русскими или за отсутствием междоусобных войн приходил в ветхость, так как был более не нужен и князь спускался до степени простого смертного „земляного человека“. Многие из князей были богатырями, а поэтому перебитые, с одной стороны, русскими в бесконечных боевых стычках, обнищавшие и спу стившиеся до степени своих подданных, князья не являли уже собой богатырей, и старый богатырский эпос туземцев идет на убыль. На смену князя-богатыря, в кольчуге (йунтыптауль—juntlüptaul^, разящего тяжелым богатырским мечем враждебных остяков или самоедов, при ходит новый богатырь и с его приходом тип „героя“, тип „отер'а“ ви доизменяется. Дорусский (старый) эпос вогулов обычно говорит о войнах с остяками и самоедами. Князь идет походом на соседнего князя и тре бует в жены его дочь. Видимо поэтому и войны в древних [былинах носили название „сватов с со стриженными головами" Реже причиной войн бывает отплата за вероломство или просто завоевание княже ства и свержение там сидящего князя. Народное Собрание и старцы, обычно созываемые князем перед походом, не могли вынести свое veto и отменить поход, и князь считался только со своим мнением. Задуманный поход князя, несмотря на несогласие Народного Собрания совершался и в данном случае созыв такого собрания был скорее обычаем, отчасти пиром и жертвоприношением, но не актом санкции народной воли. С угасанием княжеской власти, народ приобретает уже решающий голос, вместе с этим старые причины войны отпадают и герои-богатыри, „ходившие в семь стран света и получившие в каж дой по жене, народу не нужны“. Приход русских в сердцах и умах вогульского народа поставил одну цель—борьба за освобождение. Но проходят годы, вместо освобождения, власть русских усиливается, на дежды избавиться становится все меньше и меньше, и в глубинах во гульского народа выявляется новый тип богатыря-простолюдина, м. б. человека знатного рода, но не владетельного князя, который должен, совершив подвиги, избавить вогулов от русского владычества. Этот богатырь, герой должен будет совершить все подвиги, предназначен ные ему, не потому, что он. хочет власти, не потому, что он потом *) С. Патканов—тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героиче ским сказаниям. СПБ—1891 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2