Сибирские огни, 1924, № 2

IV .Ленин и современное искусство. Основой ленинизма является претворение марксисткой теории в практику классовой борьбы, возможное лишь при условии самого точного и безоговорочного учета об'ективных условий современной социальной ситуации. С этой точки зрения взгляд Ленина на совре­ менное нам искусство является глубоко целостным и целиком под­ тверждает выдержанность его эстетической программы. Ленин ясно сознавал, что в период организации борьбы и самой борьбы пролетариату не приходится думать о создании прочного, от­ стоявшегося культурного выражения, предполагающего для своего воз­ никновения наличие прочных организационных форм (новый социаль­ ный строй). „В основе диктатура пролетариата не есть производ­ ственно-культурная организация нового общества, а революционно-бое­ вой порядок для борьбы за него“. (Троцкий. „Литература и революция“. М. Госиздат. 1924). Вопрос о совершенно новой художественной куль­ туре—вопрос более или менее отдаленного будущего. Наша эпоха борьбы за это будущее может дать только лишь ростки этой новой культуры, а грядущим поколениям выпадет на долю довести их до пышного, махрового расцвета. Создание новой высшей культуры пред­ полагает наличие ее низших начальных стадий; поэтому в первую очередь нужно подумать о насаждении первоначальной азбучной грамотности, без которой немыслима никакая культура, тем более высшая. Вот к чему сводятся взгляды Ленина на вопрос о современной культуре (также, следовательно, и на вопрос об искусстве). Эти взгля­ ды его выражены и не раз в статьях по вопросу о положении дела народного образования в республике. В практической работе это ос­ новное положение Ленин провел на все сто процентов. Он никогда не только не препятствовал работе русских художников, но и старался посильно помогать им (см. об этом статью т. Коцына в № 1—2 „Вестника работников искусств“ за 1924 г. В этой статье приведены примеры энер­ гичной защиты Лениным интересов искусства в самые трудные для республики времена, когда на улицах умирали голодные и в больницах на койках замерзали больные). В то же время Ленин не уставал пов­ торять, что не в достижениях Мейерхольда или нашего балета про­ летариат найдет свое эстетическое „спасение“, а в творчестве широких масс, которые нужно подготовить к творчеству путем прививки пер­ воначальной грамоты. Ибо смешно говорить о новой культуре в стране, в которой едва ли не половина населения не только никогдаГне ви дела Фокиных, не слышала о Мейерхольде ,но вместо подписи на сель­ ских сходах припечатывает „за неграмотностью“ протокол закопчен­ ным корявым пальцем. Настоящая новая художественная культура несомненно придет, но придет не раньше, -чем этот неграмотный мужик или полуграмотный рабочий научится творить, как Мейерхольд, или по настоящему, как теперь какой нибудь специалист,—оценить его творчество. „Для на­ шего же времени—говорит Ленин,—было бы достаточно для начала настоящей буржуазной культуры“. Путь к новой художественной куль­ туре лежит через усвоение и переваривание того колоссального ху­ дожественного наследства, которое оставили нам минувшие эпохи. Не всего наследства, конечно, а той его части, которая не противоречит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2