Сибирские огни, 1924, № 2
IV .Ленин и современное искусство. Основой ленинизма является претворение марксисткой теории в практику классовой борьбы, возможное лишь при условии самого точного и безоговорочного учета об'ективных условий современной социальной ситуации. С этой точки зрения взгляд Ленина на совре менное нам искусство является глубоко целостным и целиком под тверждает выдержанность его эстетической программы. Ленин ясно сознавал, что в период организации борьбы и самой борьбы пролетариату не приходится думать о создании прочного, от стоявшегося культурного выражения, предполагающего для своего воз никновения наличие прочных организационных форм (новый социаль ный строй). „В основе диктатура пролетариата не есть производ ственно-культурная организация нового общества, а революционно-бое вой порядок для борьбы за него“. (Троцкий. „Литература и революция“. М. Госиздат. 1924). Вопрос о совершенно новой художественной куль туре—вопрос более или менее отдаленного будущего. Наша эпоха борьбы за это будущее может дать только лишь ростки этой новой культуры, а грядущим поколениям выпадет на долю довести их до пышного, махрового расцвета. Создание новой высшей культуры пред полагает наличие ее низших начальных стадий; поэтому в первую очередь нужно подумать о насаждении первоначальной азбучной грамотности, без которой немыслима никакая культура, тем более высшая. Вот к чему сводятся взгляды Ленина на вопрос о современной культуре (также, следовательно, и на вопрос об искусстве). Эти взгля ды его выражены и не раз в статьях по вопросу о положении дела народного образования в республике. В практической работе это ос новное положение Ленин провел на все сто процентов. Он никогда не только не препятствовал работе русских художников, но и старался посильно помогать им (см. об этом статью т. Коцына в № 1—2 „Вестника работников искусств“ за 1924 г. В этой статье приведены примеры энер гичной защиты Лениным интересов искусства в самые трудные для республики времена, когда на улицах умирали голодные и в больницах на койках замерзали больные). В то же время Ленин не уставал пов торять, что не в достижениях Мейерхольда или нашего балета про летариат найдет свое эстетическое „спасение“, а в творчестве широких масс, которые нужно подготовить к творчеству путем прививки пер воначальной грамоты. Ибо смешно говорить о новой культуре в стране, в которой едва ли не половина населения не только никогдаГне ви дела Фокиных, не слышала о Мейерхольде ,но вместо подписи на сель ских сходах припечатывает „за неграмотностью“ протокол закопчен ным корявым пальцем. Настоящая новая художественная культура несомненно придет, но придет не раньше, -чем этот неграмотный мужик или полуграмотный рабочий научится творить, как Мейерхольд, или по настоящему, как теперь какой нибудь специалист,—оценить его творчество. „Для на шего же времени—говорит Ленин,—было бы достаточно для начала настоящей буржуазной культуры“. Путь к новой художественной куль туре лежит через усвоение и переваривание того колоссального ху дожественного наследства, которое оставили нам минувшие эпохи. Не всего наследства, конечно, а той его части, которая не противоречит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2