Сибирские огни, 1924, № 2
кбго шага на боевом пути рабочего класса. Важно и для него и Для нас не что было сделано, а как. Не выбор фильмы и ее абсолютная эстетическая ценность, а ее относительный удельный вес и значение для данного момента. Теперь для нас, искушенных, эта фильма может быть и ничего уже не скажет, для сегодняшнего дня она уже умер ла, но метод, давший ей жизнь, живет и является единственным прие млемым для нашей современности, ибо взгляд на искусство, как на сильнейшее организующее и движущее социальное начало, приемле мый даже для некоторых явно буржуазных ученых (Тэн, Гюйо, Хирк), у пролетариата нашел настоящее, полное и безоговорочное при знание. Было бы, впрочем, ошибочно думать, что Ленин мыслил искус ство только как средство агитационной работы, задачи которой меня ются так же часто, как и очередные заботы общественной жизни, и вместе с ними умирают. Ленин сумел (в противоположность некото рым современным теоретикам искусства, напр., конструктивистам) оце нить искусство его настоящей ценой, поставив искусству не только, и даже не в первую очередь, задачи момента но организацию воли чело вечества в направлении его конечных революционных задач. Вместе с борю щимся классом день за днем, шаг за шагом, постоянно организуя ум и чувство масс не только для целей сегодняшнего дня, но для дости жения самых отдаленных конечных целей, вплоть до того момента, когда (при социализме) во внеклассовом обществе с уничтожением классов умрет и классовое искусство. Искусство всегда служило задачам современности и никогда не переставало быть искусством. Такое положение и для пролетарского искусства Ленин считал неизбежным, необходимым и даже желатель ным, ибо, если искусство—искусство, то в самом малом, незначитель ном его произведении, в какой нибудь агитке, всегда содержится некото рый элемент, имеющий постоянную об'ективную ценность, не преходя щую ср временем, и подобный об‘ективно-ценному элементу во вся* кой философии и во всякой науке. „Истинный талант, платя дань веку, творит для вечности",—гла сит старый афоризм. Лучшее ему подтверждение—судьба литератур ного (хотя и не художественного, по существу—это не важно) наслед ства самого Ленина: его статьи и книги, появившиеся много лет тому назад, как политические памфлеты на злобу дня,—и в настоящее вре мя служат катихизисом классовой борьбы и марксизма и будут слу жить в этой"роли еще многим поколениям. Если бы не этот об'ективный непреходящий элемент—человече ство не имело бы ни философии, ни науки, ни искусства, ибо этим об'ективно ценным элементом осуществляется наследственная связь культурных достижений мыслящего человечества. ...„Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие от его примитивных утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)"..’. Кроме социальной роли искусства, как организующего и движущего социального начала, Ленин не забыл и этой другой, не менее важной задачи: искусства, как метода познания жизни1и как хранителя коллективного опыта человечества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2