Сибирские огни, 1924, № 2
Же со стороны Некоторых, неискушенных в борьбе партийных това рищей,—указал со свойственной ему прямотой основную линию про летарского понимания социальной роли искусства. Совсем по-ленински свои железные слова он бросил в массу не в период отдыха от революционной работы, не во время какого ли бо академического спора о задачах искусства, а в жуткую „эпоху оже сточенной подпольной борьбы с самодержавно-полицейской Россией, в проклятую пору эзоповских речей, литературного холопства, рабье го языка и идейного крепостничества, когда было не до искусства, как такового“, когда едв<| ли не большинство партии под влиянием не удач 1905 года впало в демократический маразм и от борьбы ушло к пересмотру своих идейных позиций и ударилось чуть ли не в бого искательство. Нужно сделать большую „поправку на время“, чтобы отчетливо представить силу и значение его слов. „И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фаль шивые вывески,—не для того, чтобы получить неклассовую литера туру и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом вне классовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действи тельно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствия трудящимся будут вербо вать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литерату ра, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не ску чающим и страдающим от ожирения „верхним десяти тысячам“, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литерату ра, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли чело вечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (на учный социализм, завершивший развитие от его примитивных, утопи ческих форм) и опытом настоящего („настоящая борьба товарищей ра бочих“). Ленин „врожденный организатор революций, не мог рассуждать иначе. Он не проглядел основной и величайшей социальной роли ис кусства, как сильнейшего организующего начала. Из этих его слов с полной очевидностью вытекает оценка искусства не как украшения жизни, как развлечения или средства предоставления приятного от дыха „верхним десяти тысячам“, а искусства, как сильнейшего сред ства массового воспитания. Кто то сказал: искусство не поучает гили рассказывает—оно по казывает. И в этом его сила. Часто до крайности простыми, но силь ными образами искусству удается добиться в короткий срок несрав ненно больших результатов, нежели иными педагогическими и про пагандистскими методами. Как то в газетах промелькнуло сообщение о том, что Ленину из всего искусства современности понравилась толь ко работа кино, если не ошибаюсь путем постановок агропропаган- дистских фильм. Не думаю, что только это могло понравиться Ленину, не это, впрочем, важно, а то, что невымученная, слишком рассудоч ная постановка массовых действ и других дорого стоющих, но мало полезных затей тронула его, а простая, бесхитростная передача в зри тельных, почти осязаемых художественных образах какого то малень-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2