Сибирские огни, 1924, № 2
Художественное творчество, очевидно, рассматривается Лениным, как один из видов производственного труда, который до сего време ни, вероятно, по причине внешней кажущейся его непроизводствен ное™, не подвергался изучению, как ряд других трудовых процессов. Со свойственной ему прямотой, доходящей до резкости, Ленин ставит вопрос о степени и характере связи художественного труда с эконо микой и самого художника и его класса. „Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель, от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картин проституции в виде дополнения к .святому“ сценическому искусству“. После таких резко поставленных вопросов не приходится говорить о творчестве, как процессе излияния божественной благодати, о твор честве, как метафизическом озарении и т. д. и т. п. Крепко сколочен ная монистическая формула дает ключ к пониманию одной из инте реснейших и наименее изученных проблем искусствоведения. Позитивисты, впервые широко применившие в психологии экс периментальный метод, уже положили начало: они изучили художе ственное творчество, как определенный психологический процесс (см. об этом подробнее у Грузенберга „Психология творчества“. Белтри и пе чать, 1923). Очередь теперь за марксистским изучением художествен ного творчества, как одного из ряда многих других трудовых процессов. Логическим завершением изложенного выше ленинского (марк систского, метода б^ло бы низведение художника с того пьедестала, на который его вознесла идеалистическая философия. Изучением его трудового процесса эта задача в значительной степени уже разре шается; необходимо завершить решение изучением (эксперименталь ным) личности самого художника. В этом отношении немаловажную услу гу сможет оказать совсем недавно народившаяся научная дисципли на-рефлексология. Первый камень будущей науки о художнике уже заложен акад. В. М. Бехтеревым в его блестящей статье „Личность ху дожника в рефлексологическом отношении“. („Арена“, сборник статей, изд. „Время“, Лнг. 1924). 111. Взгляд Ленина на социальную роль исиусства. Как же понимал Ленин задачи искусства вообще и роль его в усло виях переживаемой современности—в частности. Ответ на этот вопрос до некоторой степени напрашивается сам собой из ленинского определения природы искусства. Марксистское понимание искусства не позволяет представить искусство вне класса, создавшего его, и вне жизни этого класса. Искусство есть часть общепролетарского дела ,—прямо указывает Ленин, есть один из сильнейших движущих рычагов в сложной со циальной машине. Каковы задачи класса-творца в данный мо мент, таковы же и задачи искусства, каковы конечные устремления класса, такова же и конечная цель искусства. Не будучи специалистом, ни даже диллетантом в области искус ства Ленин сумел одним „острым скальпелем марксистского анализа“ (слово Б. Коцына) вскрыть сущность жизни искусства в человеческом обществе'почти на любой ступени его развития и, не боясь нападок со стороны приверженцев отживающей свой век старой идеалистиче ской философии и индивидуалистического понимания искусства и да-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2