Сибирские огни, 1924, № 2

няющих друг друга фаустовских и аполлонических культур, враждеб­ ных друг другу и борющихся между собою, как день и ночь. Старая идеалистическая философия не в силах была об'яснить истинный характер процесса развития человеческого общества. Закон экономической (читай—эстетической) эволюции не попадал в поле ее зрения. В результате этого превращение истории человечества в ряд ничем несцементированных эпох, взятых для изучения в готовом, за­ вершенном виде, без промежуточных стадий, наполненных элементами двух смежных культур (Отсюда, напр., термин—„средние века“ до сих пор пользующийся правами гражданства, но такой, по существу, нелепый). Четкими словами Ленина для будущих искусствоведов устана­ вливается твердый критерий для оценки художественных культур и не столько для оценки (ибо по существу все культурные эпохи эсте­ тически равноценны), сколько для выработки универсального метода для изучения искусства. „Искусство,—по словам Ленина,—лишь часть общего механизма“. Понять его вне общих условий эпохи каким либо особым методом—немыслимо. Искусство есть прежде всего, со­ циальное явление. Это положение и должно служить исходной точкой для всяких суждений о нем. „Общественный процесс (а вне его искусство никогда немыслимо) лишь тогда сбросит с себя покрывало мистики, когда оно, как продукт свободно соединившихся людей, ста­ нет под их сознательное и планомерное изучение и контроль*. (Маркс). Отсюда и ясное указание на единственный метод искусство­ ведения, способный привести к исчерпывающим результатам,—марк­ сизм. Превращение искусства из божественного откровения в законо­ мерное социальное явление, поддающееся планомерному социологиче­ скому анализу, и не специальными какими либо методами, а при по­ мощи единой всеоб'емлющей формулы, подлинной панацеи для фило­ софии и эстетики нашего времени: экономика—класс—классовая пси­ хология—искусство. „Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя“. „Абсолютная свобода творчества есть буржуазная и анархи­ ческая фраза“ (Ленин). „В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют гор­ стки богачей, не может быть свободы реальной и действитель­ ной“ (Ленин). Искусства вне классовой психологии, вне класса, вне его экономики не было, нет и быть не может. Эстетическая теория нашего времени возникнет не в результате туман­ ных метафизических построений, а на прочной, устойчивой базе точно выверен­ ных статистических таблиц. Таким, примерно, положением можно формулировать взгляд Ле­ нина на природу искусства и его методологию. Этим-же положением в значительной мере определяется и его взгляд на художественное творчество. Для Ленина художественное творчество—прежде всего труд, как всякий другой труд, поддающийся строгому статистическому и биологическому учету. В интересной статье худ. Н. Альтмана („Прожек­ тор“, № 6(28) 1924) можно найти ряд его замечаний, вскользь брошен­ ных: о количестве времени, потраченном для данной художественной работы, является ли это время нормальным или времени потрачено выше нормы и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2