Сибирские огни, 1924, № 2
туру и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом не классовом обществе), а для того, чтобы лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действи тельно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствия трудящимся будут вербо вать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литера тура, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения „верхним десяти тысячам“, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человече ства опытом и живой работой социалистического пролетариата, со здающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (науч ный социализм, завершивший развитие от его примитивных, утопиче ских форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей ра бочих)“. Экономика—класс—классовая психология—искусство—такова мо нистическая концепция марксистского понимания искусства. Для Ленина, который, перефразируя известную поговорку, был, быть мо жет „plus marxiste qui Marx même“, это было непреложным законом. Первое, что нужно отметить в этом ленинском эстетическом ма нифесте, это до конца выраженный материалистический подход к нему. Искусство, по теории Ленина, не есть результат действия каких то таинственных религиозно-мистических сил, не вид божественного откровения, а поддающийся точному учету результат работы классо вой психики, продиктованной в свою очередь определенными соци ально-экономическими отношениями. Покров таинственности снимается с искусства и художественного творчества. Метафизический флер, затя гивавший эстетику до самого последнего времени и нигде так сильно не дававший себя знать, как в России, тает. Вместо сложных мета физических построений—простая и убедительная формула, одинаково сильная в применении, как к искусству текущей современности, так и к искусству прошлых эпох, ,,06‘яснить стиль, это значит связать его с общей историей времени и доказать, что его форма говорит своим языком тоже самое, что и остальные современные ему голоса“ (Вель- флин. Истолкование искусства). Методологически правильнее всего к определению стиля любой эпохи (а, следовательно, и к истолкованию искусства) применять один и тот же прием, т. к. только этим путем можно добиться достаточной и необходимой стройности и цельности в понимании искусства. Все старые методы, в большей или меньшей степени склонные к метафизике, оказывались банкротами при по пытке выработки единого стройного эстетического мировоззрения. „Геологические“ напластования в искусстве оставались необ'ясненными и несвязанными между собою, возникали теории об эстетической рав ноценности различных культурных эпох (в зависимости от степени содер жания идеалистического элемента в искусстве той или иной эпохи). Целые группы художественных произведений оставались вне сферы изучения и отбрасывались, как ненужный хлам, только потому, что никак не подходили под метафизическую мерку и, в виде венца, возникла шпен- глерианская теория замкнутых культурных циклов, периодически сме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2