Сибирские огни, 1924, № 2
эпоха выдвинула немного людей, способных на такой широкий охват явлений, и из них, несомненно, крупнейшим является Ленин. Вот именно поэтому даже искусствоведам приходится обращаться к нему, теперь безмолвному, за советом и помощью и из-под сводов героически простого мавзолея ждать ответа на волнующие вопросы. Такова уж судьба таких людей. Они должны быть энциклопеди стами, т. к. на них перекрещиваются все движущие нити целой эпохи. Мы вправе требовать от Ленина систематической программы современности по вопросам искусства, хотя сам он не был художе ственно одарен, искусством почти никогда непосредственно не инте ресовался, открыто признавал себя профаном и с извиняющейся улыб кой говорил, что он не сможет повторить простенькой мелодии, если даже услышит ее много раз подряд. Даже при самых тщатель ных разысканиях не удается найти и тени личной заинтересован ности Ленина искусством, но это обстоятельство дает полную уверен ность в том, что его суждения об искусстве лишены даже намека на суб'ективность, которая так часто бывает не только опасной, но прямо губительной для эстетических теорий. II. Взгляд Ленина на природу искусства и художественного творчества. В огромном литературном наследстве Ленина вопросам искусства уделено всего две-три страницы. К сожалению, очень немногие обра щают внимание на его крошечную статью „О партийной организа ции и партийной литературе“, несмотря на то, что в двух-трех ее страницах содержится, как мне кажется, вполне законченная система марксистской эстетики. Статья эта была написана „в проклятую пору эзоповских речей и литературного холопства, рабьего языка и идей ного крепостничества, когда было не до искусства, как такового“ (Ле нин), и именно это обстоятельство заставило статью, посвященную выяснению вопроса о свободе творчества, вопроса в сущности част ного обратить в своеобразный манифест, истинный смысл которого можно постичь лишь теперь. Вот экстракт из нее, такой короткий, но насыщенный содержа нием. „Господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абселютной свободе—одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы тру дящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть „свободы“ реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель, от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картин проституции в виде дополнения к „святому“ сценическому искусству. Ведь эта абсолют ная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миро созерцание, анархизм есть вывернутая на изнанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества—нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскирован ная (или лицемерно-маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания. И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фаль шивые вывески не для того, чтобы получить неклассовую литера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2