Сибирские огни, 1922, № 3
На этой же точке зрения, стоит и Д. К. Кулыжный в своей работе „Может ли русский земледелец выгодно продавать свой хлеб", вышедшей в 1913 г. Вопрос об экспорте хлеба из России был предметом суждения комиссии государственной думы, которая в заседаниях своих 9 и 25 мая 1912 г. призна- ла, что . наша хлебная торговля, как внутренняя, так и внешняя не организова- на и нуждается в неотлагательном принятии решительных мер к упорядочению". К сожалению все это осталось одним только пожеланием, хотя эта же комис- сия признала, что руссксе зерно, в особенности русская пшеница, являясь лучшим по качеству в мире, сбывается по низким ценам и что на долю России за последние 2 года падает свыше 50 проц. всего импорта продовольственных хлебов и все же инициатива повышения цен находится в руках Америки, а не наших. В деле экспорта хлеба на иностранные рынки неблагоприятным обстоятель- ством, способствовавшим понижению его цены на международном рынке—являлось в известной мере общее финансово-экономическое положение России, вынуждав- шее спешным порядком вывозить зерновые продукты для реализации, v „Мы продаем его немедленно после урожая"—говорит Белелюбский*), „причем экспортеры, большею частью уже с весны, при первых видах на уро- жай, спекулируют на понижение цен, а заграничные хлебные агенты, прибы- вающие в Россию, обыкновенно предлагают одну и ту же партию хлеба мно- гим заграничным покупателям, вызывая этим представление, что у нас гораздо более для продажи, нежели его есть в действительности". Положение сибирского крестьянина в сравнении с производителем хлеба европейской России было в более тяжелых условиях, т. к. создавалась своего рода конкуренция между рынками сибирским и европейской России. Для рус- ских помещиков сибирский рынок представлял огромную опасность, почему ими принимались меры к возможному сокращению экспорта хлеба из Сибири путем воздействия на правительство в смысле создания для Сибири неблагоприятных железнодорожных тарифов. На этой основе был создан знаменитый челябин- ский тарифный перелом, удорожавший доставку сибирского хлеба к балтий- ским портам **). По сведениям управления Сибирской железной дороги вывоз хлеба из Си- бири на заграничные рынки выражался в следующих цифрах (в пудах). Пункты назначения 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 На западную сухо- путную границу . 30756 15589 4521 230С6 1 S3 326 65855 89897 112569 25319 80215 В порты Балтийско- го моря 3352260 566793 124408 2681952 3663967 4-476649 1480703 1621788 3612895 1829662 В порты Белого моря 1751768 1279581 9160 290647 3743160 2672502 4315938 996667 1175132 9825641 В порты Азовского моря 562271 755 — — 36879 180822 128527 10000 19387 8252 В порты Чернсго моря 337959 2265 — 71352 750 " 74633 94580 381189 Итого . . 6035360 1864983 138089 2995605 7668678 7347689 651Г.065 2815657 4927383 14125009 *) Там же стр. 72. **) Для предупреждения возможного наплыва сибирского хлеба на внутренние рынки и связанного с этим понижения хлебных цен на этих рынках, в 1896 г. при открытии пра- вильного движения гю части западно-сибирской жел. дор. был введен в г. Челябинск пере- лом дифференциального тарифа на хлебные грузы, идущие из Сибири на Самаро-Златоустов- скую железную Дорогу. Таким образом, провоз сибирского хлеба исчислялся отдельно для пу- ти от Челябинска и для пути далее Челябинска, результатом этого является повышение в стои- мости провоза пупа хлеба от западной Сибири до портов Балтийского моря на 8—10 коп. С Саблер и Н. Сосновский—Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Изд. 1903 г стр 406,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2