Сибирские огни, 1922, № 3

Столь ж? неорганизованно 8 конечном результате выпускали на рынок собранные от крестьян продукты и скупщики, продавая собранный ими товар иностранным агентам. Между ними также царила страшнейшая конкуренция, сопровождаемая к тому же нередко обманами и недобросовестными приемами, как в отношении крестьян, у которых закупались продукты так и агентов, которым продавались дубликаты. При приеме тозара у крестьян—последние нередко мелкими скупщиками, так называемыми в Сибири „мартышками"—обвешивались, обсчитывались, т. к. „мартышки" всяческими способами старались уплатить меньше, чем следует, доказывая, что хлеб не договоренной натуры и т. д. В свою очередь при пере- продаже хлеба, проба хлеба подделывалась выше, чем она была а натуре и следовательно вводились в обман агенты иностранных фирм. Вследствие этих неблаговидных действий сибирский хлеб на международном рынке ч а сю расценивалтя гораздо ниже, чем выпускаемый другими странами. Все эти результаты неорганизованности и недобросовесноСги в деле по- становки Хлебных операций были присущи не только сибирскому рынку* но, что весьма печально, Такой же характер безалаберности носила продажа хлеба и в европейской России. Сибирский хлеб на иностранных рынках обычно особо не выделяйся и проходил под категорией „русского* вообще. В своде трудов местных комитетов по 49 европейским губерниям сделана следующая характеристика положения русского хлеба на межународном рынке*). „Между странами, экспортирующими в Западную Европу хлеб, выдающееся м е с о по размерам экспорта занимают Северо-Ямериканские Соединенные Штаты, английские колонии и Россия. Из этих стран одна Россия имеет хлеб- ную торговлю неорганизованною. Английские колонии и Соединенные Штаты организовались, что дает им возможность противодействовать стремлению импортирующих стран диктовать свои условия производителя. Русские же производители, по причине неоргани- зованности торговли, всецело находятся в руках покупателей импортирующих стран, которые не встречают с нашей стороны никакого организованного отпора. Русский экспорт является не самостоятельным торговцем, а исполните- лем приказаний покупателя. Таким образом наша экспортная торговля хлебом находится в полном подчинении у иностргнных рынков. Продажа совершается через иностранных посредников—главным образом, маклеров иностранных бирж,—стоящих больше на стороне местных покупателей, чем русских продав цев. В большинстве случаев сделки совершаются на имя этих же посредников. Затем, в случае продажи по образцам, последние, находясь в руках посред- ников, являются почти единственным материалом для экспертизы. Самая форма контрактов выработана без участия русских экспортеров, хотя в этом деле они являются лицами не менее з аит ересованными, чем иностранные покупатели I усского хлеба. Далее, наш хлеб за границей принимается по иностранному весу и, в большинстве случаев, с значительной скидкой; наш пуд, например, в 16,40 кило принимается лишь за 16,25 кило, а иногда и меньше. Точно также расчет производится на иностранную валюту, с некоторой скидкой на курсе, Особенную придирчивость в этом отношении иностранный капитал проявляет при понижении цен, стараясь наверстать свои убытки. В результате, сравнивая экспортные цены на русскую и американскую пшеницу, можно притти к тому выводу, что Россия всегда шла во главе пони- жательного движения цен. Так, с 1881 по 1885 г. вывоз из России усилился, и цены на хлеб значительно упали. В 1886 и 1887 г.г. перевес в деле вывоза взяли Соединенные Штаты, и падение цен не только приостановилось, но да- же последовало некоторое повышение их. В период 1893—1896 г., когда топ хлебной торговли давала Россия, вновь последовало резкое падение иен, тогда как в 18*7 г. и в последующие, при обильном урожае в Соединенных Штатах и сократившемся вывозе хлеба из Рессии, цены на пшеницу опять повысились". *) Белелюбский Н. Н. „Сбыт" стр. 70.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2