Сибирские огни, 1922, № 3

следовательно, новые выписки и заказы давались в уменьшенном размере. 1914 и 1915 г.г, в расчет приниматься не могуг, т. к., благодаря войне, ввоз машин и орудий был сокращен до возможно минимальных размеров. Данные о ввозе, сообщенные управлением жел. дор , не могут быть при- знаны исчерпывающими и окончательными, т. к. сельско-хозяйственные маши ны и орудия поступали также и водным путем через Тюмень. К сожалению, никаких данных, о количестве поступавших с х. машин этим путем—добыть не удалось Во всяком случае, этот путь не пользовался особым вниманием и значительного количества машин им прибывать не! могло. Не имеется также точных данных ввоза с.-х. машин и орудий через Влади- востокский порт. Количество это также нельзя считать значительным, т. к. в Приморской и АмурСКой областях землед л"ие не развито, и поэтому спрос на 6.-х. машины там незначителен. Для определений стоимости ввозимых с.-х. маШин и орудий мы прибегнем к тому же Способу, каким пользуется переселенческое управление в этом слу- чае полагающее, что в среднем стоимость каждого пуда ввезенных с. х. ма- шин и орудий определяется в 5 р. 50 к., а для 1915 г. в б р. 50 к. Подсчет этот, хотя несколько и грубоват, но, несомненно, близок к истине, что видно из следующего. Средний вес плуга определяется около 5 п. Заготовительная стои- мость его колеблится от 24—29 руб., что и дает, приблизительно, эту цифру, если воспользоваться способом переселенческого управления. Таким образом, в Сибирь было ввезено с.-х. машин и орудчй (в тысячах рублей). В 1900 г.—на сумму 22850, в 1910 г.—на сумму 13173, 1911 г.—18042, в 1912 г.—19412, в 1913 г.—24бй5, в 1914 г—14569 и в 1915 г.—7668. все эго дает возможность установить, что сибирский рынок потреблял 1/5 всего ко- личества с.-х. машин и орудий, поступивших на рынок России. Чре з вычайно показательным является распределение, поступавших в Си- бирь с.-х. машин и орудий по районам, определяемым, в данном случае, пунк- тами получения их на линии ж. д. Выясняя эти пункты, куда преимущественно направляемы были с.-х. маши- ны, получаем следующую табличку ежегодных поступлений, начиная с 1903 г. в пудах: Станция назначения 1903 г. 1904 г. 1905 г. 1906 г. 1907 г. 1908 г. 1909 г. Новониколаевск . . . 350379 217814 86119 420724 667748 8%870 1246482 ' Омск . . • 280159 186561 154249 443300 525030 680665 615626 Петропавловск . . . 173875 120001 123375 239049 269792 397105 561034 Курган • 95350 106239 105447 • 119424 89983 133943 241516 Челябинск — — — 2544 242528 368848 288087 Татарск 23708 15921 27814 54182 91927 133070 158587 1 Каргат 11224 7086 16750 41554 86488 159700 176555 Красноярск 36509 21803 11408 71637 104523 . 82936 96420 Главная масса с.-х. машин и орудий п о а у пи ла в Новониколаевск и Омск, стоящих на двух огромных сибирских реках Оби и Иртыше, откуда они по этим рекам направлялись дальше на юг по Оби—на Барнаул и Бнйск и по Ир- тышу—на Семипалатинск и попутные пункты Кроме того, целый ряд близ ле- жащих городов и станций являлись крупными получателями с, х. машин, но здесь они обслуживали богатейшие в земледельческом отношении тяготеющие к ним районы. Таковы, например, станции Татарская и Каргат, значение кото- рых возрасло с проведением линии железной дороги и развитием переселен- ческого движения. Г. Татарск обслуживал богатейший Кулундинский район, ст. Каргат—Каменский район, богатый хлебом, маслом и др. продуктами сель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2