Вечерний Новосибирск, № 36, 1958

История Сибири Письмо из Ленинграда. Мы побывали у доктора истори­ ческих наук, профессора Алек­ сандра Игнатьевича Андреева. З а минувшие сорок лет Алек­ сандр Игнатьевич написал 424 на­ учных труда. Большая часть их посвящена Сибири. Его перу при­ надлежат «Очерки по источникове­ дению Сибири». На протяжении многих лет про­ фессор А. И. Андреев вместе с чле- ном-корреспон дентом Академии наук СССР московским профессо­ ром С. В. Бахрушиным работал над изданием «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера. До начала Вели­ кой Отечественной войны удалось издать два тома. Профессор С. В. Бахрушин умер в 1950 году. Над «Историей Сибири» продолжает работать ленинградский ученый А. И. Андреэв. — Вот перед нами готовая руко­ пись третьего тома «Истории Си­ бири», — говорит А. И. Андре­ ев. — Г. Ф. Миллер известен как собиратель различных ценных материалов по истории, экономике, географии и этнографии Сибири, где он пробыл с 1733 по 1743 год. В апреле 1732 года последовал указ о снаряжении новой — вто­ рой Камчатской экспедиции, общее руководство которой было возло­ жено на Беринга. В указе Сената отмечалось, что «оная экспедиция самая дальняя и трудная и никог­ да прежде небывалая, что в такие неизвестные места отправляется». Отправление экспедиционных от­ рядов из Петербурга началось в марте 1733 года. Экспедиция сос­ тояла из нескольких отрядов. Каж­ дому поручалось обследовать оп­ ределенный район. По своим мас­ штабам экспедиция представляла предприятие неслыханное, вполне заслуживающее название «Великой экспедиции». Помимо Беринга и его ближайших помощников-море- плавателей в работе участвовали видные ученые, командированные Академией наук, — Г. Стеллер, С. Крашенинников, Г. Миллер, И. Фишер и И. Гмелин. Г. Милле»р пробыл в Сибири де­ сять лет. З а эти годы он собрал 35 томов различных копий. Этот богатейший материал хранится в архиве Академии наук, в Ленингра­ де. На основе этих материалов Миллер и написал свой труд. При его жизни было напечатано лишь 10 глав. В 1937 году Академия наук СССР возобновила работу над «Историей Сибири». В третий том «Истории Сибири» включены главы с 10 по 13. Они охватывают большой период исто­ рии Сибири 3 0—50 годов XVII ве­ ка. Первая глава этого тома посвя­ щена новым открытиям Енисей­ ских служивых людей на Верхней Тунгуске, Илиме и Лене, рождению городов Илимека и Якутска. В этой же главе раскрывается роль Мангазейских служивых людей в освоении близлежащих к Якутску земель. Другая глава рассказывает о географических открытиях у Се­ верного Ледовитого океана, Охот­ ского моря и на разных северных реках. Большой интерес для читателей «Вечернего Новосибирска» пред­ ставит последняя в этом томе гла­ ва, названная «Несчастья и пере­ мены в ранее основанных городах Западной Сибири». Здесь повест­ вуется об основании новых остро­ гов, слобод, церквей и монасты­ рей. Эта глава охватывает террито­ рию и нынешней Новосибирской области. В ходе работ над «Историей Си­ бири» на основе новых материалов сделаны значительные дополнения, уточнена историческая правда. Ученый показывает нам новую карту, которая войдет в третий том «Истории Сибири». Она составле­ на по материалам третьего тома. Это редкая карта, которая показы­ вает не только географические пункты, но й народы, населяющие их. Третий том «Истории Сибири», объемом в 53 печатных листа, под­ готовлен к печати Институтом эт­ нографии Академии наук СССР. С. ЖИТЕЛЕВ. (соб. инф). На снимке: А. И. Андреев. ХОЗЯЕВА ЦИФР и В Новосибирском гарни­ зонном Доме офицеров со­ стоялась первая лекция-кон­ церт на тему «Как слушать и понимать музыку». Лек­ цию прочитала лектор фи­ лармонии т. Лахно. Офицеры, члены их семей, а также солдаты и сержан­ ты с большим интересом прослушали лекцию и му­ зыкальные произведения, которыми она иллюстриро­ валась. В течение года в литера­ турно-музыкальном лектории будут прочитаны лекции «Ленин о литературе и ис­ кусстве»,, «Пути развития советской музыки», «Совет­ ская камерная музыка», «Основоположник русской классической музыки Глин­ ка» и другие. Слушатели лектория очень благодарны исполнителям артисту филармонии т. Ни­ колаеву, артистам театра оперы и балета тт. Анто­ новой и Жукову, а также участникам квартета филар­ монии, исполнившим ряд произведений из музыкаль­ ного классического наследия и советских композиторов. Комсомолец Семен Бадмаев Читатели предлагают, При окраске фасадов домов на­ до делать переносные щиты из ф анеры или другого материала и вставлять их в оконные и дверные проемы. Щитов потребуется не­ много, потому что окна и двери в большинстве имеют стандартные размеры . Стоимость щитов незна­ чительная, зато сократятся расхо- и время на то, чтобы помыть время ремонта ды забрызганные во окна и двери. К инженеру Б РИ З а завода име­ ни Ефремова зашел небольшого роста смуглый паренек. — Я к вам с предложением, — заговорил он. Это комсомолец Семен Бадмаев. На завод он пришел после оконча­ ния техникума и сразу же обратил на себя внимание прилежанием, стремлением подойти к любому де­ лу по-своему. В прошлом году сн участвовал в слете молодых ра­ ционализаторов и изобретателей Сибири и Урала. — В нашем цехе, — начал Бад­ маев, — для компенсации зазоров в сопрягаемых деталях изготов­ ляются клинья. Эта тяж елая, тру­ доемкая работа требует высокой квалификации. Я думаю, что ее можно упростить и облегчить. — Каким же образом? Семен вынул из кармана чер­ теж клина с делением и начал из­ лагать свои мысли. — Этот клин, — говорил нова- ^0р ( — позволит точно определить величину зазора в сопрягаемых де­ талях. — Хорошая идея! — восклик­ нул инженер. Значит можно изготовлять клинья, не прибегая к шабровке? — Да, — подтвердил Бадмаев. Шабровку клина обычно ведут два человека, и каждый затрачивает на нее по 20 часов. А так один нё- квалифицированный рабочий смо­ жет подогнать клин за 2 —3 часа. У Бадмаева нередко появляют­ ся мысли, которые заставляют его целые вечера проводить за черте­ жами. Он экспериментирует, де­ лает различные приспособления. С начала года Семен внес 10 ра­ ционализаторских предложений, обещающих большой экономиче­ ский эффект. На заводе долгое время пользо­ вались фрезами, выпускаемыми на других заводах страны. При рабо­ те они сильно нагревались, «сади­ лись», а канавки, предназначенные для выхода стружки, забивались. Часто ломались зубья. Фрезы, как правило, через 1 5— 20 минут вы- ш шш ходили из строя, станки простаи­ вали. Надо было что-то изменить в конструкции фрезы , переделать. Но что? Этот вопрос долго не да­ вал покоя новатору. С поМощыо т. Дун он изготовил и предложил фрезу новой конструкции. Фреза Бадмаева, как ее назы­ вают теперь на заводе, оказалась устойчивой, способной проходить в минуту вместо 22 миллимет­ ров 49. Высокую оценку получил так­ же универсальный резец к токар­ ному станку, предложенный Б ад­ маевым. Он сокращает вспомога­ тельное время на установку р ез­ цов и увеличивает производитель­ ность труда при обработке тонко­ стенных втулок и тонких прутков. До этого для окончательной строжки направляющих станин ис­ пользовался керосин, и расходова­ лось его от 32 до 40 литров на Г. ПЕТРОВ. НА ТЕМЫ ГОРОДСКОГО ТРЯНСПОРТА каждую деталь. Получался боль­ шой перерасход материала, проис­ ходило загрязнение рабочего ме­ ста, частый задир станин. Как устранить это? — Надо организовать сбор ке­ росина, — предложил как-то на­ чальнику цеха Бадмаев. — А как? Бадмаев рассказал, а потом и показал приспособление, которое почти полностью собрало расхо­ дуемый на обработку станины ке­ росин. Бадмаев охотно передает свой опыт и знания товарищам по рабо­ те, помогает внедрять их предло­ жения в производство. Он активно участвует в рейдах «легкой кава­ лерии», помогает цеху в загрузке деталями. — Золотые руки и умная голо­ ва у Бадмаева, — говорят о ком­ сомольце на заводе. Фото и текст М. Шмелева. 6 1 - 3 = 5 8 У В контрольном журнале цент­ ральной диспетчерской появилась лаконичная запись: вместо 61 го­ тового к выходу моторного вагона (из 76) на линию вышло 58. Гра­ фик выхода нарушен на 15 минут. В числе «задержавшихся» моторный вагон № 65. В этот день он должен был ходить по маршру­ ту В ок зал—Сад. имени Мичурина. Должен, но стоит. Обнаружилась утечка воздуха в дверных цилинд­ рах. Виновного в недосмотре най­ ти трудно. Второго ф евраля вагон вышел из капитального ремонта. Бы л осмотрен и принят комисси­ ей, а буквально на другой же день оказался в цехе профилакти­ ческого ремонта. Почему в трамвайном парке изо дня в день сры вается график вы ­ хода моторных вагонов на линию / Причин тому немало. Недостает запасных частей, не хватает води- | телей и кондукторов, большая те­ кучесть кадров. Н ельзя отрицать, партийная и профсоюзная организации парка немало работают над вопросами улучшения обслуживания населе­ ния, принимают порою хорошие, нужные решения. Но беда в том, что эти решения очень медленно претворяются в жизнь. Руковод­ ство парка подчас не обращает внимания на так называемые «ме­ лочи», из которых складываются большие дела. НЕТ, ЭТО НЕ МЕЛОЧИ! Переносная лампа, на первый взгляд, тоже мелочь, но именно она явилась причиной невыхода на линию моторного вагона № 1 0 Из-за плохого освещения канавы ночная бригада ремонтников н* сум ела своевременно обнаружить неисправность. Дебаты об изготовлении двух­ трех ярких переносных ламп про­ должаются более месяца, а дело ни с места. Болт — тоже не весьма слож ­ ная вещь. Но именно из-за него надолго задерж ался в парке мо­ торный вагон № 2, Слесарь В. М. Панченко рас­ сказывает: — Во время ремонта вагона № 2 мне потребовался стяжной болт клещ евых тормозов. В кла­ довой его не оказалось. Начались поиски. Пошли в механический цех, дали заявку в кузнечный. Мо­ лотобоец т. Водянко в поисках же­ лезного прута облазил чуть ли не. все закоулки парка. Лишь спустя несколько часов я получил болт. А окажись он в кладовой, ремонт вагона давно мояшо было бы за­ кончить. — Такая же история произош­ ла и с шестерней, — добавляет бригадир слесарей В. В. Колоб­ ков. — Потребовалась она, и по­ слали гонцов во все концы. Еле разыскали. Два дня простоял по­ езд в парке. О ЧЕМ ГОВОРИЛИ РЕМОНТНИКИ Государственный план — осно­ ва деятельности любого предприя­ тия, в том числе и трамвайного парка. И судьбу его решают люди. В коллективе парка, пожалуй, не встретишь человека, который бы не болел душой за производство, не старался бы перевыполнить за­ дание. Но этому зачастую мешают всевозможные причины. В цехе профилактического ре­ монта холодно, сыро, темно. Часть выбитых стекол заменена фане­ рой, а там, где ее нет — сквозняк. Холодный воздух проникает и че­ рез большие щели в воротах, р аз­ говор об утеплении которых вэ- дется уже не первый год. В ре­ монтные канавы должен подавать­ ся теплый воздух, но приспособ­ ленная для этого аппаратура не­ исправна. Нелегко работать в таких ус­ ловиях,—говорит бригадир элект­ риков Г. М. Мухин. — Люди ча­ сто болеют, а это тоже резко ска­ зывается на сроках и качестве ре­ монта вагонов. ДЕНЬГИ ЛЕТЯТ В ТРУБУ Котельная — немаловажный участок производства. И от нее во многом зависит успешная работа ремонтников.. Мы поинтересова­ лись, почему же она плохо обеспе­ чивает цехи теплом. — Не хватает пара, — пояс­ нил старший кочегар Л. Д. Сама- хов. И в то же время из-за многочи­ сленных неполадок добрая полови­ на пара вылетает на воздух. На котлах не установлена нужная ап­ паратура. Она есть, но лежит без движения в кладовой, приходит в негодность. Уголь доставляется вручную, приспособленные для его подачи механизмы вышли из строя. За сутки сжигается четыр­ надцать тонн угля. Это верных полторы тысячи рублей. Деньги летят в трубу. Вот так из «мелочей» склады­ ваются большие причины, мешаю­ щие людям работать ритмично, по графику. В трамвайном парке — боль­ шой и дружный коллектив. Нема­ ло тут хороших рационализато­ ров. И руководству следовало бы собрать рабочих, послушать их со­ веты и предложения, с их же по­ мощью претворить эти пожелание в жизнь. Только в тесном содру­ жестве с коллективом дирекция, партийная и профсоюзная органи­ зации сумеют устранить неполад­ ки в своей работе, добиться, что­ бы все 76, а не 58 поездов трам­ вая без задержек выходили на ли­ нию. К. СЕРГЕЕВА. Сегодня надо произвести учет выработки каждого ли­ тейщика. Несколько быст­ рых ударов по клавишам ап­ парата — и на перфораторе готовы данные. А вот и от­ вет машины: Хохлов за вто­ рую половину марта зарабо­ тал 864 рубля, Шнайдер — 410. Машинно-счетная станция —сердце учета завода «Сиб- сельмаш». Здесь обрабаты­ ваются наряды, договоры отдела сбыта, а также прово­ дятся различные техниче­ ские подсчеты. Малейшая ошибка обязательно отразит­ ся или на каком-то человеке или на производственном по­ казателе. Скажем, перепутал таксировщик табельный но­ мер, — и по ведомости уже кто-то должен получить двойную зарплату, а другой — ничего... Впрочем, таких ошибок не было и не будет, так как на станции суще­ ствует специальная система проверки. 25 лет трудится на заво­ де нынешний начальник ма­ шинно-счетной станции Алек­ сандр Михайлович Федор- ков. Он руководит хозяй­ ством, в котором большин­ ство работников — девушки- комсомолки. Очень дружный коллектив на станции. Мно­ гие выросли здесь и превра­ тились в отличных специа­ листов. Например, комму­ нист, мастер перфорации Ма­ рия Максимовна Гайсина. В войну, еще совсем молодой, она ушла на фронт. И про­ была в армии до дня Побе­ ды. Кончилась война, но не сразу удалось продолжить ей прерванную учебу. И все же Мария Максимовна су­ мела с отличием окончить вечернюю среднюю школу. Сейчас она — заочница II курса Новосибирского сель­ скохозяйственного институ­ та. Или вот еще один «кад­ ровик станции» — комсо­ молка Тамара Деева. За сме­ ну Тамара оформляет до 3 .800 перфокарт при норме 2.400. В этом году Деева оканчивает 10-й класс. Из 47 операторов почти полови­ на учится. Это — студентки Всесоюзного заочного эконо­ мического института В. Дол­ гушина, М. Пономарева и М. Федорищева, И. Могнль- никова, О. Черепанова. Раз коллектив комсомоль­ ского возраста, значит само­ деятельность, вечера отды­ ха, спорт — вот что любят здесь. В этом дружном коллекти­ ве сильно развита взаимо­ помощь, товарищеская под­ держка. Не так давно потре­ бовалась помощь комсомол­ ке Серафиме Баженовой, оставшейся с дочкой в тяже­ лых условиях. Помочь Ба­ женовой взялся весь коллек­ тив станции. Ее подруги — Деева и комсорг Валя Дол­ гушина помогли Серафиме устроить дочь в ясли, доби­ лись от завкома предостав­ ления Баженовой жилпло­ щади. Впрочем, рассказывая о счетной станции и ее кол­ лективе, нельзя умолчать о нерешенных вопросах. Восемь часов рабочего дня в помещении станции звучит безумолчный стрекот счетных машин. А звукопо­ глощающая обшивка стен отсутствует. Нет и вентиля­ ции, совершенно необходи­ мой в таких условиях. Еще один факт. Два года назад ремонтно-механическо­ му цеху «Сибсельмаша» был дан заказ: изготовить бума- горежуЩий станок, призван­ ный облегчить труд операто­ ров станции. Но за два года заказ не выполнен. Убрать все эти помехи можно и нужно. Машинно­ счетная станция на заводе— дело необходимое и перспек­ тивное. За цифрами табуло- грамм, за рычагами счетных машин — живые и беспо­ койные люди. У них интерес­ ные судьбы и большая энер­ гия. Р. НОТМАН. 'Н я и & с Ш л е На большую воду Как сообщил нашему коррес­ понденту заместитель начальника службы судового хозяйства Обско­ го речного пароходства т. Градов, на Новосибирской ремонтно-экс­ плуатационной базе завершаются зимние работы на последних две­ надцати самоходных судах. На все паровые суда завозится уголь, а дизельный флот пол­ ностью обеспечен смазкой и жид­ ким горючим. Подготовлено к ра­ боте судоподъемное устройство. Где поужинать? Недавно мы с товарищем задер­ жались на заводе и возвращались домой уже после 8 часов вечера. Решили зайти поужинать в столо­ вую, Но это оказалось не так-то просто. Первая столовая, в кото­ рую мы попытались попасть (она расположена в здании управления Томской железной дороги) оказа­ лась закрытой. Тогда мы отправи­ лись в столовую № 14, но и там нас не приняли, до ее закрытия оставалось 15 минут. Не удалось нам поужинать и в кафе-столовой, что помещается против кинотеатра «Победа». Студенческая столовая в здании «Дворца труда» оказа­ лась на замке. Мы попытались зайти в кафе-столовую № 7, но оказалось, что она работает до 9 часов вечера. Прибавив шагу, мы через 2 —3 минуты очутились око­ ло столовой № 23. Опять неудача — закрыта. После такого длительного «крос­ са» мы задумались: «Почему это так? В большом городе негде поужинать человеку». Почему бы не сделать так, чтобы несколько столовых в городе работали до 1 0— 11 часов вечера? Городскому управлению торговли и трестам столовых следует решить этот во­ прос. М. КОСОВ. И работать, и учиться, песни петь и танцевать факультет- Интересно провели свой день отдыха студенты Новосибирского сельскохозяйственного института. В пять часов вечера начался смотр художественной самодеятельности зоотехнического факультета.^ В распоряжение хозяев и гостей ве­ чера были предоставлены художе­ ственно оформленные комнаты от­ дыха, игр и развлечений, справоч­ ное бюро, лотерея, сатирическая «аллея сорняков»... Просторный кабинет института занят выставкой изобразительного искусства. Поражает обилие ра­ бот: здесь и вышивки, и шитье гладью, резьба по дереву, жи­ вопись и портретные работы сту­ дентов. Нарядная «яблоневая аллея» ведет в клуб института. Трубачи открывают концерт художествен­ ной самодеятельности. Торже­ ственно звучит «Гимн мира» Мо- линелли в исполнении ского хора. Затем на сцену выходят чтецы, их сменяют солисты, танцоры, ак­ робаты. До 11 часов вечера в зале раздаются аплодисменты, шутки, смех. Юмористической световой газетой «Перец» заканчивается второе отделение концерта. Заж и ­ гается свет, и участники художе­ ственной самодеятельности Корне­ ва, Скуковский, Лебедев спешат к членам жюри. Что они скажут? — Что скажу? — лукаво улы­ бается председатель жюри смотра 3. Д. Красиков'. — Впереди еЩе творческий отчет механического и агротехнического факультетов. По­ ка первое место за вами. Н6 вы не заноситесь: это ведь пока... Долго еще слышна музыка в за­ лах сельскохозяйственного инсти­ тута. Ю. ПИЧУГИН. Вечер медицинских работников Они будут водить электровозы После окончания теоретического курса приступили к производст­ венной практике в Инском локо­ мотивном депо 50 техников-паро- возников, проходящих переквали­ фикацию по электровозной специ­ альности в заочном отделении техникума железнодорожного транспорта. После окончания практики, с 5 июня 33 человека из числа оканчивающих заочное отделение по электровозной специ­ альности будут использованы в качестве командиров производ­ ства на участке Новосибирск — Тайга. В Доме культуры железнодо­ рожников станции Инская прове­ ден вечер работников медицинских учреждений Первомайского рай­ она. На нем присутствовали руко­ водители больниц и поликлиник, медицинские сестры, фельдшеры здравпунктов. На вечере был об­ сужден вопрос о роли медицин­ ских работников в улучшении здо­ ровья трудящихся. Спасибо за внимание, дорогие друзья! Когда праздновалось 40-леш е Советской Армии, пиойеры рабо­ чего поселка Нижние Чемы при­ слали поздравление и посылку^ ин­ валидам Отечественной войны, приобретающим специальность в профессионально-технической шко­ ле. Фронтовики ответили пионе­ рам письмом. В профтехшколу, к бывшим фронтовикам, поступают все новые письма. Воспитанники детского дома № 13 Лида Яковлева, Света Б е­ лая, Нина Дозорцева пишут: «Мы гордимся вами, наши защитники. Наши отцы и матери погибли во время войны, а мы сейчас живем в детском доме. Мы учимся, рабо­ таем в своем подсобном хозяй­ стве, живем хорошо. Нам хочется переписываться, дружить с вами». Пионеры школы № '8 4 Ж елез­ нодорожного района дали концерт художественной самодеятельности для инвалидов Отечественной вой­ ны. Фронтовики-инвалиды просят передать всем этим славным пио­ нерам: — Спасибо за внимание, доро гие друзья! П. БАРЫШЕВСКИИ. Забытый котлован Речь пойдет о печальной судь­ бе котлована, вырытого у домов на улицах Щетинкина и Максима Горького, 59. По-видимому, этот котлован предназначался для строительства жилого дома, но по неведомым причинам работа была «приоста­ новлена» на... три года. Котлован не засыпали, и он превратился в свалку всякого мусора, так как до­ моуправление № 2 Железнодорож­ ного района в этом году не очи­ стило выгребную яму. Зимой шуст­ рые мальчишки сбегались с сосед­ них улиц, чтобы съехать вниз по обледенелой дорожке на лыжах, санках, а то и просто на куске фа­ неры, и были очень довольны. Но с приходом весны, снег тает, . л. грязь выплывает наружу. Весенние воды размывают с каждым годом яму, но это совер­ шенно не беспокоит хозяев котло­ вана. Впрочем, кто и где они, эти хозяева, оставившие о себе такую печальную память? Хотелось бы знать, как смотрят на это работни­ ки райкомхоза Железнодорожного района и думают ли они навести порядок? О. БАРХАТОВА. К О Р О Т К О Материнской любовью и заботой окружены питомцы детских яслей № 59 Центрального района. Здесь образцовый порядок, чистота. Ма­ лыши любят своих воспитательниц К. Колотовкину, Т. Варфоломееву, К. Грищенко. Родители спокойны за своих детей. А. ОГУРЦОВА. Работники контейнерного отде­ ления станции Ельцовка в середи­ не февраля просили отдел рабо­ чего снабжения Новосибирского отделения дороги обслужить их автолавкой. Директор универмага т. Макаров обещал направить ав­ толавку с товарами 2 2— 23 фев­ раля, но напрасно ждали покупа­ тели: лавка так и не приехала. Когда же, наконец, т. Макаров вспомнит о нас? Н. КРУШИНСКАЯ. За своевременную техническую информацию В борьбе за совершенствование техники и технологии важную роль играет постоянная техническая ин­ формация работников промышлен­ ности нашего города о достижени­ ях отечественной и зарубежной науки и техники, передовых кол­ лективов, изобретателей и новато­ ров производства, широкая пропа­ ганда этих достижений и обмен передовым опытом. З а второе полугодие 1957 года и первыб месяцы текущего года состоялось несколько совещаний и конференций, на которых обсуж­ дены актуальные вопросы про­ мышленности. Немалый интерес представили встречи работников нашей про­ мышленности с представителями других совнархозов. В январе со­ стоялись встречи токарей новоси­ бирских заводов с инженером ла­ боратории Горьковского научно- исследовательского технологиче­ ского института т. Рыжковым на тему: «Твердосплавные резцы новой геометрии и борьба с вибра­ циями». Работники инструмен­ тальных цехов, лабораторий реза ния и металлографических лабора торий встретились на заводе «Сиб- сельмаш» с доцентом Новочеркас­ ского политехнического института кандидатом технических наук т. Зиминым, сообщившим об экс периментальных исследованиях, Связанных с изготовлением резцов из быстрорежущей стружки и дру­ гих инструментальных сталей. Наряду с организацией и прове­ дением совещаний и конференций практиковались командировки ра­ ботников отдельных заводов и сов­ нархоза на передовые предприя­ тия страны. В Риге новосибирцы изучали опыт мебельного произ­ водства. Представители мясокон­ сервного комбината перенимали передовые методы переработки мя­ са на предприятиях Москвы и Ле­ нинграда. Бригада Новосибирского кожевенно-обувного комбината оказала помощь коллективу Ом­ ской обувной фабрики в пуске двух новых машин и обучении ра­ боте на них. Много ценного дало работникам нашей машинострои­ тельной промышленности посеще­ ние предприятий Московскою, Харьковского, Запорожского и Ро­ стовского совнархозов. Большое значение имеет рас­ пространение передового опыта че­ рез печать. На «Сибсельмаше», турбогенераторном заводе и дру­ гих предприятиях выпускаются ин­ формационно-технические листки и бюллетени, которые рассылают­ ся родственным заводам. И все же состояние технической пропаганды, информации и обмена опытом еще не соответствует тре­ бованиям промышленности нашего экономического района. Для тоге, чтобы привести дело распростра­ нения передового опыта в соответ­ ствие с современным уровнем и темпами развития науки и техни­ ки, надо осуществить целый ряд мероприятий. Прежде всего, городу с такой крупной промышленностью, как Новосибирск, чеобходимо иметь свой Дом научной и технической пропаганды. Ж елательна организа­ ция показательных участков и це­ хов с новой технологией, высоким уровнем механизации. В недале­ ком будущем намечено организо­ вать постоянно действующую про­ мышленную выставку, проект ко­ торой разрабатывается. Предпринимаются конкретные меры для улучшения технической информации. Учитывая важную роль своевременной и полной ин­ формации предприятий о дости­ жениях отечественной и зарубеж ­ ной техники и технологии, Совет Министров РСФСР удовлетворил инициативу Новосибирского сов­ нархоза о создании при нем Цент­ рального бюро технической ин­ формации. В его задачи входит своевремен­ ное доведение важнейших дости­ жений отечественной и зарубежной науки и техники до предприятий и организаций совнархоза, пропа­ ганда передовой технической мыс­ ли и обмен опытом между пред­ приятиями, подготовка предложе­ ний руководству совнархоза о внедрении в производство важней­ ших работ из опыта отечественной и зарубежной промышленности. Бюро будет осуществлять конт­ роль за использованием предприя­ тиями Новосибирского совнархоза материалов технической информа­ ции. На Центральное бюро техниче­ ской информации возлагается так­ же координация работы отрасле­ вых управлений и служб техниче­ ской информации предприятий и осуществление связи со всесоюз­ ными органами технической ин­ формации. В составе бюро предпо­ лагаются отделы: технической, отечественной и зарубежной ин­ формации, обмена передовым про­ изводственным опытом, редакци­ онно-издательский отдел, отдел выставок, рекламы и техдокумен­ тации. Создается научно-техниче­ ская библиотека. Осуществление указанных ме­ роприятий поможет более быстро и эффективно использовать на на­ ших предприятиях последние до* стижения науки и техники, пере-: довой опыт лучших коллективов, изобретателей, рационализаторов и новаторов производства. 3 . ЛОГИНОВА, начальник бюро техниче­ ской информации и изобре­ тательства производствен­ но-технического отдела сов­ нархоза. ЖОСИБИРСК 11 апреля 1955 г. 3 стр«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2