Бюллетень Сибирского Отделения Центросоюза № 39, 1922

ЦЕНЯ ОТДЕКЬН. НОМЕРА-9 РУБ. Jipo/iemapuu всех стран, соединяйтесь! Сибирского Отделения= "ЦЕНТРОСОЮЗА. АДРЕС PEJ1 Н.-Николаевск, Комм № 60 к-ра Сиб! Прием по делам редг дня ежедневно, крс Л 3 t к вопросу О 1 III. Потреб ковш КЭП в п W » ° l f ¡ сойотского ' 'УИtf^QO/rycN Iш 1) в большие ■ __ .... с ....._^ к о о п в р и р о * ваниа и добровольности членства в ко- Посмотрим теперь, как логические вы - операции, 2) в искание мероприятий к воды из новой экономической политики созданию материальной заинтересозан- фактически претворялись в жизнь в ности населения в работе п. о-в. области потребительской кооперации. с 'езд уполномоченных Центросоюза, К началу НЭП имелся лишь единый состоявшийся в июле 20 г., подытожив огосударствлен*-ый рабочий аппарат потр. опыт прошлой работы и учтя сложив- кооперации, не имеющий собственных шуюся к моменту с'езда обстановку, сде- средств и действующий по приказам лал следующие основные выводы: 1) го- сверху. И когда этому аппарату в начале сударственный интерес сохранил подо- НЭ 1 были даны средства от государства бающее ему место в работе потреб ко- и была предоставлена инициатива, фак- операции, а государственные задания тически изменения, по сравнению с „рас- выполнялись с полным напряжением сил предовским периодом“, оказались весьма кооперации: 2) государственная промыш* незначительными: потреб, кооперация из ленность в предстоящей работе найдет части комиссариата продовольствия стала в кооперативной системе надежные спо- самостоятельным комиссариатом товаро­ обмена, стала единым и единственным купи м в государстве для ведения госу­ дарственного товарообмена в целях снаб­ жения госорганов, армии и рабочего класса продуктами сельского хозяйства. собы снабжения рабочих масс продук­ тами питания, с одной стороны, и наи­ более целесообразные пути продвижения произведений промышленности к трудя­ щимся деревни, с другой: 3 ) предлагается Ц—зу при реализац. товаров обратить Средства и распоряжения в кооператив- главное внимание на полное обслужива- ном комиссариате шли от государства сверху вниз по всей системе. Так продолжалось до июля 21 года, к какому времени с очевидностью выясни­ лась вся утопичность попыток превра­ тить потреб, кооперацию в единствен ного государственного купца. Декретом Совнаркома от 1 |IX 21 г. потреб, ко­ операция переводится на собственные средства и становится одним из многих птсударственных купцов, служащ. х госу­ д а р е в у по государственным заготовкам и по выполнению техники сб^ра прод­ налога. В этот период потреб, коопера­ ция в целом (от Центросоюза до п о-яа включительно) фактически продолжает сущесгвовато на средства государства и служить государству. Разница с преды­ дущим периодом лишь в тем, что потреб, кооперация все свои деловые взаимоот- ние кооперативных организации и лишь в меру возможности госорганов: 4) в деле обслуживания кооперированного насе­ ления первоочередной задачей ставится максимальное удовлетворение запросов рабочего потребителя. Это выводы— в области хозяйственных взаимоотношений. В области влияния государства (или гос­ подствующего класса) на организацион­ ные формы потреб, кооперации дела­ ются следующие аь’вогы ; 1) первичные кооперативы строятся со значительной долей свободы: по принпипем экономи­ ческого ... готйпия , материальной заинте­ ресованности населения г даже добро­ вольности членства (добре зольные об ‘е- дкгегшя); 2) в отношении союзных орга­ низаций: для рабочей кооперации допу­ скается добровольнс'.ть членства (п аво городских и фабричных ЕПО ре глнч- зовываться в союзы добровольных оо‘е- ношения с государством начинает стро- динений), для сельсюй кооп тации сох- ить на формально договорных началах, раняется обязательность губ союзов; г.ри- И другое существенное отличие этого чем губсоюз находится уже под посто- периода это то, что именно в этот пе- янным влиянием господствующего класса риод возникают и быстро начинают раз- (а лице партийных и профессиональных множаться в городских и рабочих райо- организаций), а по некоторым вопросам нах добровольные кооперативные о 6 ‘- единения внутри ЕПО с исключительной задачей обслуживания частного интереса членов об'единения. К концу 1921 года выяснилось, что сельское население, видя, что потреб, кооперация почти исключит, служит ин­ тересам государственных заготовок по товарообмену и продналогу, и не чув сгвуя никакой материальной заинтересо­ ванности в работе потреб, кооперации, и относясь поэтому к ней, как к чуждой организации, воздерживается вносить в потреб, о-ва членские взносы. Поэтому потреб, кооперация, формально должен­ ствующая существовать на собственные средства, фактически не только а выс­ ших своих ступенях, но в сельских мест ностях и в первичных кооперативах, про­ должала существовать на средства госу­ дарства. Между тем материалы ый смысл НЭП сводился к тому, чтобы государ­ ственные рессурсы спасти от распыле­ ния и сконцентрировать на крупных хо­ зяйствах, чтобы мелкие местные хозяй­ ства возродить и интесифицировать за счет местных, частных средств. В приме­ нении к потреб, кооперации этот мате­ риальный смысл НЭП, очевидно, о зн а ­ чает перевод потреб, кооперации от сметно-бюджетного существования на средства государства к существованию за собственный счет, с течением средств снизу вверх. Поэтому фактическое суще­ ствование потреб, кооперации к концу 1921 г. на средства государства озна­ чало, что на фронте погреб, кооперации проведение НЭП находится в самом з а ­ чаточном состоянии. Поэтому, весной 2 2 г. XI с'е зд РКП, провозгласивши об щий лозунг смычки рабочего класса с крестьянством, тем самым предопреде­ лил и изменение кооперативной поли­ тики. Действительно, в это время появ­ ляется и зреет течение за превращение потреб, кооперации в одно из средств смычки рабочего класса с крестьянством, путем перехода от одностороннего об­ служивания интересов государства (т. е. рабочего класса) к обслуживанию пот­ ребностей и сельского населения. Кон несет ответственность не перед собра­ нием уполномоченных, а перед органа ми рабочего класса (перед губпрофсоае том—за наиболее полное снабжение ра­ бочей кооперации); 3) на высшей сту­ пени потреб, кооперации зависимость от государства (господствующего класса) достигает высшей степени: правление Ц-за и президиум ВЦСПС устанавлива­ ют совместно ряд мероприятий по opa- бачиванию и озладеванию аппаратом потреб, кооперации и проведению фак­ тического влияния профорганизаций. С момента III с'езда уполномоченных Ц-за до настоящего времени произошли дальнейшие изменения. Сильное осла­ бление притока в “систему потреб, ко­ операции оборотных средств сверху (в порядке договоров с госорганами) и наступление на сельское население быстро растущего частного торгового капитала заставили пересмотреть методы работ с сельскими кооперативами вето рону обслуживания и з *щ и ы интересов сельского и промыслового потребителя и производителя, путем кооперирования закупок предметов снабжения и коспе рирования сбыта продуктов сельского и промыслового хозяйства. IV. Место потреб, кооперации. Подытоживая краткий обзор суще­ ствования потреб, кооперации, мы дол­ жны будем сказать, что проведение на­ чал НЭП в области потреб, кооперации приближается к логическому за верше нию. В соответствии с этим теперь уже с достаточной ясностью вырисовываются перспективы роли и места потреб, ко­ операции в системе советского государ­ ства, в хозяйственной жизни страны, на все время существования НЭП. 1) Кооператив I ступени. Здесь два р а з­ ных положения для рабочего и сель­ ского (общегражданского) кооператива. Задача рабочего кооператива единствен­ ная: снабжение рабочих масс предме­ тами потребления на возможно льгот­ ных условиях, по возможно дешевым ценам, в целях повышения реальной за- рзботной платы. Здесь частные интересы кооперированных рабочих масс и госу­ дарства в целом тождественны. Поэтому рабочие кооперативы подвергаются вмешательству со стороны органов го­ сударства в минимальной степени. Сельские кооперативы системы потреб, коепецеции являются мелкими хозяй­ ствами и так же, как и рабочие, сущ е­ ствуют для обслуживания интересов ко­ оперированного населения. Но по срав нению с рабочими кооперативами, здесь есть и существенная разница. Сельские кооперативы, как общее правило, вы ­ полняют двойные функции: закупки и сбыта (ввоза и вывоза). ! !оскольку з а ­ купка и сбыт совершаются на иностран­ ном рынке, постольку интересы государ­ ства в целом и сельского населения тождественны: дороже сбыть и дешевле купить. Но при закупках и сбыте на внутрироссийском рынке обстановка не­ сколько меняется. Закуоки сельского населения на внутрироссийском рынке, очевидно, в основной своей массе выра­ жаются в приобретении фабрикатов го­ сударственных предприятий. Очевидно, государство заинтересовано в том, чтобы наивыгодно сбывать фабрикаты своих предприятий, а сельское население в том, чтобы возможно дешевле купить эти фабрикаты Противоречие интересов очередное. То же самое со сбытом про­ дуктов с.-хозяйства на внутрироссийском рынке, где сельское население выступает как производитель, а государство, как потребитель (для армии, для госорганов, для рабочего класса). Но при закупках и сбы т , на внутрироссийском рынке у сельского населения все же есть одна важная плоскость соприкосновения ин­ тересов с интересами государства: это т \, чтобы продвижение продуктов с. х. производства на государственные пред­ приятия, а фабрикатов в обратном нап- равпении, совершалось без частного пос­ редника. Но поскольку противоречие интересов сельского населения с интере­ сами государства находит свое выраже­ ние не внутри первичного кооператива, а в процессе товародвижения по всей системе потреб, кооперации,—постольку государство в весьма малой степени заинтересовано во внутренней жизни самого сельского кооператива, а заин­ тересовано в этом кооперативе лишь постольку, поскольку сн входит в общую систему потреб, кооперации. 2) Союз k - bos . В отношении городских и рабочих союзов добровольных об'еди- нений, созданных в порядке реорганиза­ ции соответствующих ЕПО, остается в силе сказанное выше в отношении р а ­ бочих к bob I ступени, т. е. они органи­ зуются на добровольных началах. Иное дело губсоюзы, об'единяющие в себе все ветви потреб, кооперации на территории губернии или определенного крупного района. Задачигубсоюза (круп­ но районного союзе): а) снабжение на­ селения предметами фабрично заводско­ го производства, б) снабжение госорга­ нов и неземледельческого населения продуктами сельского хозяйства, в) ор ­ ганизация сбыта экспортного сырья на заграничный рынок. Таким образом губ­ союз, помимо того, что он является до­ статочно крупным хозяйством, служит государству и кооперированному насе­ лению, служит городу и деревне, яв­ ляется местом встречи интересов госу­ дарства в целом и сельского населения: поистине губсоюз является средством смычки господствующего рабочего класса с крестьянством. Отсюда и организационные выводы: губсоюз является обязательной органи­ зацией, возникающей или ликвидирую­ щейся не по желанию населения данной местности, а в законодательном порядке; губсоюз управ яется собранием уполно­ моченных от к вов плюс представители профсоюзов в количестве '/3 оконча­ тельного состава; губсоюз по вопросу о снабжении рабочей кооперации непо­ средственно отчитывается перед губпроф- советом и т. д. 3) Центросоюз, выполняя те же задачи, что и губсоюзы, к ним прибавляет еще: представительство интересов государства в системе погреб кооперации, осуще­ ствление государственной кооператив­ ной политики, ппедставигельство инте­ ресов господств, ющего класса. Отсюда и неизбежный организационный вывод: орабочение Центросоюза. Ив. Васильев. К о л л е г и и Р а с п о р я д и т е л е й . Придавая большое значение енгб жению населения с.-х. машинами и орудиями, СОЦ «рггнтзует в составе Торгового, отдела с ециаль- ную группу п з купу и сбыту с.-х. машин и орудий. Работа по сбыту их представляет­ ся, прим рн в следующем в де: 1) в отношении мелких орудий и за- Птсяьх частей СОЦ в небольшой ччети м жет вес га сбыт за свой счет, п и условии кредитования его не менее 6 месяцев; 2) в отно не­ нии крупного ин»ён>аря и ор«дий вся система является ч«стьш к мае си нером, причем СОЦ является генеральным представителем за в ю си .тгму; в дани м спу <ае принятый им товар, до момента продажи его населению, сечется соб таенностью Комитента, находящимся на хоане- нит"; 3) все машины и орудия и запасные части к *-им принимаю-ся СОЦ франко его скл-дм в Новони- колаев ке, или гклады Губссюзов, по указ п^ю СОЦ, на линии ж. д.; 4) принятым на комиссию т варам ведется ссо'ая отчетность и учет, которые ежемесячно могут пред та® ляться Комите ту. Последнему преяс- ставя. право инспекторской прчвер КИ ПРОДаЖИ И ССТйТКк; 5) к >миссчон ньй пр ц. по сб*;ту должен быть ье менее 7 проц. дня всей счете мы. Для реализации постановлений торг, загст Совещания по докладу Торгового Отдела К ллегия пору­ чила последнему в срочном порядке: а) Пересмотреть инструкции Мос- ковтеому Представительству СОЦ с целью согласования их с пос^иов- лениямя, принятыми Совещанием. б) Разраб тать положение об Уральском Агентстве и Петроград­ ском Иредстгвителъсгве. в ) Произвести пересмотр структу­ ры и пол;жения о Т. рговом Отделе. г) Выработать соответствующие инструкции Д’я складской части, для лучш й постановки дела в от­ падении быстра) приемки, р ссер- тировки, расценки, упаковки и от- пр .зки товаров. Организовать в составе Торгового Отдела: а) Бюро цен. б) Ос бую группу по выполнению комиссионно сбытовых операций по поручениям Губссюзоз. в) Особый п!отдел по организации закупа и сбыта сельско хозяйствен него инвентаря и орудий. Поручить Организационнс-Инструк торс*ому Отделу разработать вопрос об организационных формах той части а парата СОЦ, которая должна обслуживать сельско-хсзяйстаенные нужды системы: —Коллегией Распорядителей рас­ сматривал сь нотариальное обраще­ ние Сибсельскосоюза с предложени­ ем образовать Комиссию для разре­ шения вопроса о возвращенииорга- нчм сельско-хозяйственной коопера­ ции имущ'ств и ценностей б. масао дельной и кредитной кооперации. Постановлено: 1. Признавая, что поставленный в нот*риальном обращении Сиб- сельсктсоюза вопрос подлежит раз­ решению центральных органов вл <с- ти, образовать К миссию в составе представит лей СОЦ и Сибсетьско- союза по одному для разработки во­ проса о возможаостя осуществления мероприятий по возврату имущеста и ценностей сельсто-хозяйстзенн й кооперации, применительно к уело-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2