Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

человека, вот только он не находил способа вселить в него душу- т м н , оказывается. Тогда собака была, [Быркан] собаку заставил сторожить того человека, оказывается. — Ты туда-сюда не ходи, его усердно стереги. Никому не дай его увидеть, никому не дай его заметить, — так наказал [собаке]. Когда Быркан ушёл искать душу-тмн для того человека, ис­ кать ему годы жизни, из Нижнего мира Эрлик -бий вышел, ока­ зывается. Эрлик вышел, оказывается. Выйдя, [всё] осмотрев, он понял, как вселить в этого человека душу-тмн, где взять душу. Он сказал собаке об этом. Сам же в одном месте, в общем, наложил, оказывается. Он сказал собаке: — За этим холмиком я тебе еду приготовил. Ты сходи туда, покушай, — сказал. — Я вместо тебя посторожу, — сказал. Затем, когда собака ради пищи ушла, чтобы пищи поесть [уш­ ла], Эрлик-бнм, вселив в того человека душу-тмн , потом: «Ну, собака — друг человека, пусть она будет твоим другом! Только пусть питается твоим дерьмом», — так Эрлик-бим сказал, ока­ зывается. Когда Эрлик-бмм, так сказав, ушёл, Быркан вернулся. Принёс душу-тмн для того человека, но, когда пришёл вселить в него душу-тмн , [оказалось, что] Эрлик-бмм, опередив его, благословил того человека* и ушёл. Когда он ушёл, Быркан неувядающую-неугасающую, такую душу* принёс, оказывается. «Ну, что делать? Раз уж так случи­ лось, эту душу, эту вечную жизнь раздам деревьям-камням*», — так сказав, [Быркан] ель, кедр, пихту неувядающими деревьями сделал, оказывается. (Так сделал? — Да.) Поэтому та собака стала другом человека, она не отходит от человека. Так всё было сотворено, оказывается. 5. ПИЩА, ДАННАЯ КУДАЕМ В древние-древние времена на земле зерно проросло. Этим зерном был ячмень. Если ячмень рос, то его колос от основания стебля до верхушки рос. Снизу вверх, начиная с корней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2