Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
Чангмак ( Чакмак ) — жена шамана, ш аманка — 137 Чанчы-Мыйу — имя женщины — 136 Чапты — один из сыновей человека, построившего ковчег — 27 Чодыр / Чодыр-Кара — казахский бий — вар. 3 текста 152 Чухум-Мундус — предок рода мундус — вар. 1 текста 118 Чухунов Илья — охотник — 142 Чырбазар — монгольский батыр — 156 Шал-Дьиме / Ш ал-Дийме ( Шах-Jиме ) — в алтайской мифологии страж и судья в стране мёртвых: он определяет, достоин ли человек Рая. Он следит за тем, чтобы алмы сы и кёрмёсы не покидали пределов страны мёртвых, тем самым оберегая людей. Он такж е покровитель и хранитель душ детей и пьяниц, а такж е детёнышей животных и скота — 1 Ш ал-Кайракан — Шал Табунов, князь телеутов, сын князя Абака (время правления 1603—1634 гг.) — 149 Шидырван — князь, отец девушки, замёрзшей в Абом-Бом (Абуум Поом) — вар. 3 текста 112 Ш отон-кыпчак — букв. «Задира-кыпчак»; один из прародителей кыпча- ков — 125 Шуну / Шююне / Чулу — по фольклорным источникам, сын Калдан -каана или Тёрбён-Ойрот -каана. Историческим прототипом является сын Цеван-Раб- дана (время правления 1697—1727 гг.) — 143, 154; вар. 1—7 текста 144; вар. 4 текста 147; вар. 2 текста 150 Шынгда ( Шыкда ) — человек, разбивший каменъ-дьада — вар. текста 65 Эдьен-каан / Эдьен-Боодо-каан ( Э jен-каан , Э jен-Боодо-каан) — соби рательное им я китайских императоров; монг. эзен — «хозяин, владелец, госпо дин, владыка» [МРС, 1957, с. 668]. Судя по событиям, о которых повествуют фольклорные тексты, этим именем называют императоров Юньчжен Богдо-хана (время правления 1722—1736 гг.), Цяньлуна (Тэнгэрийн Тэтэгэсэн; время прав ления 1736—1796 гг.) — 144, 145, 155, 156; вар. 3 текста 144; вар. 1, 2 тек ста 150 Эдьий (Э jий) — от эjе — «сестра»; 1) им я первой женщины, созданной Кудаем (см.), которая соблазнила первого мужчину съесть запретный плод. По одной из версий, создана из двенадцатого (самого короткого) ребра первого мужчины, поэтому девочкам запрещается есть это ребро животных ( суме ка- бырга ) — 1; 2) им я пожилой женщины — 86 Эзен — отец Эр-Чадака — 148; вар. 1, 2 текста 150 Эрен — дух-помощник ш амана — 138 Эрке-Шуру — дочь Калдан-Ойрота, сестра Шуну — 144 Э р ли к / Ерлик / Э р ли к -а б а / А р лик-А бы / Э р л и к -б и й / А д ай -Э р ли к / Э рлик- быркан — владыка Нижнего мира, первоначально партнёр Кудая (см.) по творению, его брат. Устойчивый эпитет аба показывает почтительное отношение к Эрлику, является в ряде случаев эвфемизмом. И м я ада в алтайском фольк лоре чаще всего употребляется применительно к Эрлику, обращение адам (отец мой), Эрлик-Адай (отец наш Эрлик) считается наиболее предпочтительным. Обращаются к нему такж е со словами «Эрлик-Бий» (владыка Эрлик) — 1—4, 34 Закат № 516 529
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2