Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

циньскую коалицию. Потерпел поражение в борьбе с циньской армией и бежал в Россию. Умер в Тобольске в 1757 г. Для освидетельствования его смерти перед домом Цинь его тело было увезено в Кяхту и погребено там [Кузнецов, 1983, с. 20—25, 70—72] — 143—145; вар. 1—3, 7 текста 144; вар. текста 145; вар. 2 текста 150 Ангчи ( А кчы ) — букв. «Охотник», муж а лмы ски — 71 А п ч ы / Апчи ( Апчы ) — один из сыновей Солтона — 150; вар. 1, 2 тек­ ста 150 Бабыл — человек, встретившийся с тургаком — 85 Бабырган / Бобырган — букв. «Летяга», обидчик сына Кудая (Тенгри, Кан- Дьайыка), убежавший на землю; шаманы ловили его на земле и привозили его шкурку Кудаю в качестве выкупа — 39; вар. 1—6 текста 39 Б а ла -каан — собирательное им я русских цариц XVIII в.: Екатерины I (1725—1727), Анна Иоанновны (1730—1740), Елизаветы (1741—1761), Екатери­ ны II (1762-1796) - 144, 145, 150; вар. 3, 5 текста 144 Балкан — мальчик, видевший духа-хозяйку реки — др. текст 2 к тексту 73 Батыр-Сокор — сын Эрлика, выполняет ту ж е функцию, что Темир-Каан и Керелей-Каан — 2 Бодьоты ( Боjоты ) — богач, приносивший жертвы Алтаю — 96 Бокту-Каан — сын Ульгена, божество-покровитель ряда плёмен Северного Алтая. Почитался родами кёбёк, алмат, тёлёс, дьюс, табыска — 2 Б оодыкы — сын Эрюлдея — 153 Боор — один из сыновей Солтона — 150; вар. 1, 2 текста 150 Бука-Кюренг ( Бука-К урек ) — букв. «Бука Коричневый», монгольский бога­ тырь, воевавший с алтайцами — 145 Булчаты — один из сыновей Солтона — вар. 2 текста 150 Булут -Каан — букв. «Облако-хаяк», дух-помогцник ш ам ана — 138 Быркан / Буркан — 1) бог; 2) небожитель, божество; 3) человек религиозно­ духовного сана [Бартольд, 1963, с. 15]. Ипостась Будды в алтайской мифологии. Иконографическое изображение или скульптура Будды — 4; вере. 3 текста 3; вере. 1 текста 44; др. текст 3 к тексту 71 Бюдегеш ( Будегеш ) — сын телеутского предводителя Дьарнака — 155 Бюдюки (Бÿдÿки) / Бюдюке — прототипом персонаж а послужила реальная историческая личность — Бюдюки Куранаев, который был зайсаном иркитско- го рода в середине XVIII в. [Радлов, 1989, с. 124; Самаев, 1991, с. 95, с. 158—160]. Вначале Бюдюки был в должности т ем ичи у зайсана Кокшина Емзынакова, в 1763 г. его семья вместе с Кокшином и другим т ем ичи — Коктыяком — была уведена Чадаком (см. Чадак) в плен в Монголию, на берега р. Кобда. Бюдюки прибыл вслед за ними и вместе с семьёй и т ем ичи Коктыяком бежал на Ал­ тай. Бюдюки поселился у горы Бабырган (Синюха), а Коктыяк — в местности Мыйту (с. Мыюта) [Самаев, 1991, с. 158—160] — 151, 152; вар. 1 текста 152 Вера — женщина, встретившаяся с тургаком — 87 Глукбазар — монгольский батыр — 156 Джаик / Кан-Джаик — сын небесного царя Тэнгрэ-Кана — вар. 1—3 тек­ ста 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2