Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

— Сосновые ш иш ки пусть топчут... (Карагайдык чочогойын басты- рар...) — иносказание, означающее, вероятно, «пусть идут своей дорогой, пусть уходят». 7 — Ведь он будет ж ертвопринош ением реке! (С ууны к т акылгазы болуп ка лар не о а !) — т акы лга — жертвоприношение, образовано от т акы — «по­ клоняться, поклон», лит. тайылга. 10 — ...чашку с м о ло ком бросил (...сÿттÿ айакты чачкан) — имеется в виду чашка с жертвенным молоком ( алча айак), которую бросали не только в качестве жертвы , но и гадали: если чашка падала вверх дном, то это считалось хорошим предзнаменованием, свидетельствовало о том, что дух-хозяин принял жертву. — ...рассказывал... (...куучындаган...) — последующая речь Боора насыщена иносказаниями; смысл некоторых из них не вполне ясен, другие же — доста­ точно прозрачны. И — Русский Темир-Чаган-каан... (О русты к Темир-Чагаан-каан...') — рус­ ский царь, букв. «Русский Железный-Белый-хан». — У его двери появит ся чёрный товар... (Эжигинде ээгел кара товар чыгар...) — возможно, речь идёт о нефти. 13 — ...синий бык... (...кöк бука...) — здесь: сухопутный и водный транс­ порт (см. коммент. к стк. 8 текста 34, к стк. 4 текста 35). В а р и а н т ы 1. Б оор. — Зап. К.Е. Укачина в 1973 г. в с. Кулада Онгудайского р-на РА от К. Майчикова, 70 лет, из рода кара-майман. — Архив ИА РА, ФМ № 262, л. 61—66. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой. Боор, сын Солтона, был из рода майман. У Солтона было пять сыновей: Пытаачы, Боор, Апчы, Ак-Билек и Урат. Когда царство Ойрот-каана распалось, Боор покорился Темир-Чаган-хааму, а его друг Чадак, сын Эзена, — Эдьен- каану. Чадак преследовал Боора, догнал его в местности Короты-Бажы, где его поймали кыдаты . Боор с двумя братьями и немногочисленным народом прибыл в Кени и остановился на ночлег, вдруг волки завыли. Боор понял, что войско Чадака окружило их. Боора и его людей увели в плен в землю Эдьен -каана, поселили на берегу реки Комду. В течение многих лет Боор был табунщиком. Эдьен-хддм приказал выселить Боора в Индию; Боор узнал об этом, убил по­ сланца, вёзшего приказ, и бежал вместе со своими людьми. Они скрылись в тайге Тёжю в Кош-Агаче. Чадак преследовал их; Ак-Билек подстрелил Чадака, тогда его войско вернулось ни с чем. Боор прожил в долине Каракола (в Он- гудайской районе) до 108 лет, перед смертью завещал сжечь его книгу вместе с его телом. Останки Боора, его книгу сожгли в местности Быркан-Дьаланы (букв. «Поляна Бырканов»). Теперь это место священно, туда люди не подни­ маются, деревья не рубят. В Куладе, в местности Куу-Туу (в Онгудайском рай­ оне) Боор устраивал моление. 2. С ы н о в ь я С о л т о н а (С о л т о н н ы н у у л д а ры ). — Зап. Б.Я. Бедюров в 1979 г. в с. Кулада Онгудайского р-на РА от К. Майчикова 70 лет, из рода кара-майман, в 1969 г. от А. Анатова, 1903 г.р., из рода кара-майман. — Пер. И.Б. Шинжи­ на. — Опубл.: [Jылдыс, 1981, с. 32—40]. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2