Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
бил лиственницу и сказал: “Когда хвост моего коня отрастёт снова до земли, когда дерево снова вырастет и разрастётся, в год Дракона 12-летняя девочка из рода чагандык узнает о моем прибытии и известит о моём возвращении”». 4. Р ан ьш е о й р о ты (О зодо о й р о т т о р ). — Опубл.: [Данилин, 1993, с. 62]. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой. «Раньше ойроты жили на берегу Иртыша, зимовье — в верховьях Иртыша, в местности Кулунду-Талбу, а летовка — в низовье (в устье Иртыша, там, где Иртыш входит в Обь); ойроты такж е жили в бассейне Оби, кочевали от Том ска до Кузнецка. Ойрот -каан был кааном телеутов. Старший сын Ойрот -каа на — Тимур-Сана, средний — Амур-Сана, младший — Шуну-баатыр. Четыре группы ойротов направились на Алтай, среди них — мундусы. Теперь эти мун- дусы проживаю т на Бачате и на Алтае. Остальные ойроты проживают возле Томска в местности Каратанда. Дети (потомки) прошли у Ойрота благослове ние. Каан всем дал благословение, всем повелел жить в разных местах... Ойрот -каан сам остановился на берегу Алтын-Кёля, в бассейне Башкауса и Чулошмана. Расселил свой народ по землям, а сам выбрал для жительства высокогорную местность. Прежде чем уехать, Ойрот -каан наказал детям: “Через двенадцать поколений я к вам вернусь: своих телеутов узнаю по глазам”. Теперь, по словам телеутов, с тех пор прошло семь поколений. Из четырех групп ой ротов только Шуну со своим народом покорился русскому царю, а остальные трое (три группы) — рассеялись, растворились...». 148. Э зе н н и ҥ у у лы — Э р -Ч а д а к (С ы н Э зе н а — Э р -Ч а д а к ). — Опубл.: [Алтай кеп-куучындар, 1994, с. 236—239]. — Пер. И.Б. Шинжина. 1 — ...халха -м онго лам ... (...калка-монголдорго...) — алтайцы называли вос точных монголов калка, западных монголов — ойрот . — ...у него два позвонка в пояснице бы ли сросшимися... (...бел-сööгиник эки уй ези т удуш болгон...') — это является приметой того, что человек обла дает необычными способностями. Ср. такж е с коммент. к тувинскому преданию о силаче [Мифы, легенды, предания тувинцев..., 2010, с. 321]. 3 — ...Корогон... (...Корогон...) — букв. «Потери». 5 — ...душ и-тын ост авш ихся лю дей не губя... (...улусты к тыны н кый- бай...) — букв, «не губя дыхание людей»; считается, что душа имеет форму тонкой нити, её м ожно уничтожить, если разрезать ножом или любым острым предметом. — Бери — ешь! ( Тепшиге кир!) — букв, «к блюду». 6 — ...обе руки... (...карызын...) — имеется в виду часть руки от локтя до плеча. — ...обогрейте (...изулегер) — считалось, что с помощью свежих, ещё тё плых внутренностей людей и скота м ожно вылечить тяжёлые ранения; см. такж е текст 151, бл. 5. — ...Кача (...Кача...) — букв. «Побег». 149. Ш а л -К а й р а к а н (Ш а л -К а й р а к а н ). — Самозапись Г.М. Токмашева, сделанная в 1957 г. — Пер. Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 142,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2