Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
Шаманы в своих благопожеланиях ш амана Калпаса называют: “Несгорае мый на солнце бурый камень, / Несгораемый на месяце золотой камень”» [Анохин, 1924, с. 112—113]. 134. Э р -М он у с (Э р -М он гус). — Зап. К.Е. Укачина в 1976 г. в с. Ело Он- гудайского р-на РА от Т.А. Чачиякова, 1923 г.р., из рода тёлёс. — Пер. И.Б. Шинжина, Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 299, л. 24—27. — Опубл.: [Алтай кеп-куучындар, 1994, с. 155—157]. Предание повествует о реально жившем человеке из рода тёлёс — ш ама не Эр-Монгусе, который умел вызывать самого Эрлика. Л.Э. Каруновская сооб щает, что шаманы из рода тёлёс, кёбёк, монгол обращаются к Монгус-каму (Моҥус-кам) [Каруновская, 1935, с. 170]. 1 — ...нужны черепа семи коней (...м а лды к к уу бажы керек) — в ша манской практике череп коня нередко заменяет само животное. — Заколов чёрного быка без отметины... ( Темдеги jо к кара буканы...) — животное, приносимое в жертву божеству Нижнего мира Эрлику. 2 — ...закрыв свою голову бубном... (...т ÿкÿрин бажын т уй jабы нып алала...) — днём шаманы не камлали, отдыхая в это время. 4 — ...пусть семеро т воих сыновей ст анут ворожеями-гадалыциками... (...jети у у л ы к белгечи-тöлгöчи болзын...) — белгечи — человек, гадающий с помощью палочки, к которой привязывается шерстяная верёвочка (белге салар). Человек, которому гадают, задумывает желание: если верёвка на конце завя жется, то задуманное исполнится, если она не завяжется, то желание не ис полнится. Тöлгöчи — человек, гадающий с помощью маленького игрушечного лука (30—40 см). Гадают таким образом: лук со стрелой, держа вниз остриём, крутят, когда он остановится, — говорят желание. Если лук со стрелой не шевелится, то желание не исполнится, если шевелится, то задуманное испол нится. Существует поверье, что быть гадателем (как и ш аманом) — несчастье: в их роду часто умирают родственники. В а р и а н т Т ёл ё с и Э р л и к (Тöлöс л е Э р л и к ). — Зап. Е.Е. Ямаева в 1981 г. в с. Са- ратан Улаганского р-на РА от М. Белеевой, 44 лет, из рода кёбёк. — Архив ИА РА, ФМ № 344. — Вар. подобран Е.Е. Ямаевой. Человек из рода тёлёс вызвал Эрлик -бия, чтобы узнать, почему умирают матери, оставляя своих детей сиротами. В ответ Эрлик спросил, почему люди убивают беременных самок животных, оставляя их детёнышей сиротами. После этого Эрлик, обидевшись на тёлёса, проклял всех тёлёсов, чтобы они редко доживали до 60 лет и у них было мало детей мужского пола. 135. С ÿ р е м е й -к а м (С ю р ем е й -ш ам а н ). — Зап. И.Б. Ш инжин в 1984 г. в местности Сарапши от У.Г. Улагашевой, 1915 г.р., из рода комнош. — Пер. И.Б. Шинжина. — Опубл.: [Алтай кеп-куучындар, 1994, с. 157]. Здесь упоминается им я реально жившей ш аманки Канаа из рода сойонг. По сообщению А. В. Анохина, «Канаа сначала жила на р. Алаш, приток р. Кем- чик. Туда ездил торговать алтаец Кöкöн; он жил на р. Кокши, приток р. Бии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2