Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
вает высушенные лопатки собак. Преследователи, поверив, уезжают. Детей на зывают Сары-моол («светлый моол») и Кара-моол («чёрный моол»). Так от детей сирот появились роды. 129. М одор, м о н го л сööк тöр к е р е г и н д е (О р о д а х м о д о р и м о н го л ). — Зап. Макар Кулаков в 1962 г. в с. Келей Усть-Канского р-на РА от Курбая Ботомоева, 69 лет, жителя с. Келей. — Пер. Н.Р. Ойноткиновой. — Архив ИА РА, ФМ 195, л. 7—8. — Публ. впервые. В предании прослеживается отголосок тотемистического представления о происхождении рода от дерева, в данном случае — от таволожника. 2 — ...из модоров... (...модорлордон...) — с точки зрения Г.П. Самаева, род модор является алтайским по происхождению и представляет собой потомков древних тюрков [Самаев, 1967, с. 167—173]. Модорами называют этническую группу хакасского народа — кайбалов. Часть модоров оказалась в составе юж ных алтайцев в связи с угоном их в плен в 1703 г. [ЭРХ, 2007, с. 388]. — ...из монголов {...монгол...) — алтайский род монгол является монголь ским по происхождению, хотя и тюркизированным по языку [Потапов, 1969, с. 33]. 130. Jÿс сöö к (Род д ью с). — Самозапись М.Ч. Алтайчинова, сделанная в 1964 г. в г. Горно-Алтайске. — Пер. Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 403. — Публ. впервые. Текст олитературен, хотя исполнитель — носитель диалекта туба. В основе этого предания лежит мифологический мотив о том,как бог наказал людей за грехи, в частности — за воровство. — дьюс (jÿ с ) — см. коммент. к тексту 122. — ...полтинкага... (... п о лт и н н и ка ...) — русизм. — ...ста рублей... (...jÿс акчага...) — букв, «ста денег», переведено по смыслу. 131. К а й р а б и с ти ш а б а т т а р ас? (П о ч ем у н а с , ш аб ато в, м а л о ? ) — Зап. Н.А. Алексеев в 1984 г. Других сведений нет. — Пер. Ф. Сатлаева. — Архив сектора фольклора ИФЛ СО РАН, PM Н.А. Алексеева, ед. хр. 10.001, № 114. — Публ. впервые. — Текст зап. на кумандинском диалекте. В предании речь идёт о нарушении религиозной традиции кумандинского рода шабат, из-за чего численность рода сильно сократилась. Исполнитель употребляет русизмы: а вот — «а вот», катке — «в кадке», обрачтыг — «с обручами», почт и — «почти». — Разгневанный... (Каны курган...) — см. коммент. к бл. 2 текста 23. — ...нижних шабатов... (...алтына шабаттар...) — нижними называют шабатов, проживающих внизу по течению р. Бия, верхними — проживающих в верховьях этой реки. 132. К ы р с а г а л а р (К ы р с а г а л ы ). — Зап. К.В. Яданова и К.Е. Укачина 13 июля 2010 г. в г. Горно-Алтайске от Е.К. Сатлаевой, 1937 г.р., из рода тоон.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2