Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
хив ИА РА, ФМ № 513, л. 8—9. — Расш. и пер. К.В. Ядановой. — Опубл.: [Яданова, 2006, с. 104—105]. — ...Абы Аъарынак... (Абы Jарынак...) — более подробно о нём рассказано в исторических преданиях (см. тексты 114, 153, 154, 156). — ...с ха лха -м он го лам и ... (...моол-калкала...) — алтайцы называют монго лов калка, м оо л или монгол. 2 — ...назвав одного кара-моол, другого сары-моол... {Бирзин кара-моол, база бирзин сары -моол деп адайла...) — род моол делится на две ветви: кара- моол (букв, «чёрный моол») и сары-моол (букв, «жёлтый моол»); видимо, здесь речь идёт о северных и о западных моолах. В а р и а н т ы 1. С а р ы -м о о л и к а р а -м о о л (С а ры -м о о л ло к а р а -м о о л ). — Зап. И.Б. Шин- ж ин в 1985 г. в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района РА от А.Б. Темде- ковой, 35 лет, из рода саал. Доп. сведения об информантке: образование 8 кл. — Пер. И.Б. Шинжина. — Архив ИА РА, ФМ № 372, л. 83. — Вар. подобран И.Б. Шинжиным . «В преж ние времена, к ак я слышала от пожилых людей, в этой долине Чуй появились два рода. Один из них сары-моол, другой — кара-моол. Они [мальчик и девочка], оказывается, пришли из земли монголов. Прибыв сюда, они выросли среди алтайцев. Затем приехали монголы, они спросили: “Где они оба?” Алтайцы сказали, что они живут здесь. Один из них женился, другая замуж вышла. Потом от этих двух людей пошли роды. Вот такой рассказ есть у людей». 2. К а р а -м о о л , с а ры -м о о л . — Зап. И.Б. Ш инжин в 1985 г. в с. Кокоря Кош-Агачского р-на РА от А. Дилековой, 73 лет, из рода моол. — Пер. И.Б. Шинжина. — Архив ИА РА, ФМ № 372, л. 49. — Вар. подобран И.Б. Шин жиным. «Из земли Калка (Халха — т.е. из Монголии. — Н. О.) в долину реки Чуя пришли два ребёнка-сироты. Прибыв на Чую, они подросли, работали. А затем те люди из Калка сказали: “От нас ушли двое сирот, куда же делись они? Где находятся?” "А они здесь живут, работают. В Чуе. Они сказа ли, что у них здесь будут потомки”, — ответили. Сами ж е эти дети, облюбовав эту местность, пришли сюда. Сары-моол и кара-моол. Теперь у нас есть такие роды. В Тархате. (Люди из рода кергил тож е были малочисленны. Они прожи вают в Н иж н ем Чолушмане.) Говорю я о сары-моолах. Сары-моолы прибыли сюда из-за девяти горных иркитов. Вот сары-моолы, кара-моолы пришли с земли калка. Н аши люди так сказывают». 3. Род м о о л (М оол сööк). — Зап. К.В. Яданова 20 сентября 2005 г. в с. Ортолык Кош-Агачского р-на РА от Б. Казакпаевой, 1928 г.р. — Расш. и пер. К.В. Ядановой. — Архив ИА РА, ФМ № 513, л. 10—11, 21. — Вар. подобран К.В. Ядановой. Дети сироты: один светлый, другой чёрный, приходят из Монголии в село Кокоря. Их воспитывает Абы-Дьарынак из рода кёбёк. Детей-сирот ищут мон голы. Абы-Дьарынак прячет детей, убивает двух собак, сушит их лопатки. При бывшим монголам сообщает, что дети умерли, в доказательство этому показы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2