Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
— ...кыдат-тодоги (...кыдат-тодош ...) — здесь этот этноним связывается с родовой принадлежностью матери (ср. с коммент. к тексту 120). 122. О чы (О чи ). — Зап. Т.М. Садалова в 1986 г. в с. Кумалыр Шебалин- ского р-на РА от К.Я. Денешкиной, 1908 г.р., из рода очы. — Пер. И.Б. Шин- жина. — Архив ИА РА, МНЭ № 38, л. 197. — Опубл.: [Алтай кеп-куучындар, 1994, с. 199]. В основе этого генеалогического предания лежат представления о том, что род очи, а такж е роды тодош и чапты, ведут своё происхождение от берёзы. Берёза особо почитается у этих близкородственных племён алтайцев. У неко торых родов существовали свои деревья, которые запрещалось рубить: например, берёза ( кайы н ) — у родов тодош, кёбёк, кыпчак, комдош; сосна ( карагай ) — у кузенов, оргончы, тёлёсов; лиственница ( тыт ) — у саалов; рябина (беле) — у иркитов. — ...кайынг-очи... (Кайык-очы...) — букв, «берёзовый очи»; род очи отно сится к числу родов, родственных тодошам. — ...чапты... (...чапты...) — считался кровнородственным родом по отно шению к тодошам. — ...дьюс, тогус... (...jÿс, тогус...) — роды, относящиеся к тубаларам. Соглас но сведениям Л.П. Потапова, Южская волость, названная по наименованию рода дьюс, впервые упоминается в 1630 г. в ясачных книгах. Учёный отмечал существо вание предания об отделении юсов от комдошей [Потанин, 1883, с. 52]. — Очи, им еющ ие огниво-тамгу... (Отык т а км а л у очылар...) — каждый из алтайских родов имел своё родовое клеймо. 123. [К арш и т] ([К а рш и т ]). — Самозапись Н.К. Ялатова, 1927 г.р., из рода кара-майман, сделанная в 1982 г. в с. Актёл Шебалинского р-на РА. — Пер. Е.Е. Ямаевой. — Архив ИА РА, ФМ № 347, тетр. № 4, л. 15, с. 278—284. — Опубл.: [Алтай кеп-куучындар, 1994 с. 190]. 1 — Майманы ... (Майман...) — название одного из крупнейших тюркских племён Центральной Азии (фонетический вариант — найм ан). — ...с китайцами... (Кыдаттарла...) — см. коммент. к бл. 2 текста 121. — ...кара-майм ан — букв, «чёрный майман» — северный майман. 2 — ...оберегом, охран яющ им дверь его дома (...эжик бажын коруур байана...) — покровитель рода майман изображается в виде беркута. — ...Каршит... (Каршит...) — теоним Каршит мож ет быть производным от имени космической птицы Каршиптар, в иранской мифологии выступающей в облике водоплавающей птицы-гуся [Черемисин; Лелеков, 1987, с. 625]. В дан ном повествовании наблюдается синтез древних тотемистических представлений о беркуте как покровителе рода с заимствованным образом мифической птицы Каршит. — ...дьабыр... (...jабыр...) — один из алтайских родов. По мнению Л.П. Потапова, род ябыр (дьабыр) находился с родом найман в кровнородст венных отношениях, исключающих взаимные браки. У ябыров существовал за прет убивать беркута, так к ак он являлся для них священной птицей. По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2